Молотовский театр кукол. Маленький театр во время великой войны

Сегодня наша страна отмечает юбилейную дату — 80-летие Победы.

Мы хотим поздравить всех наших подписчиков с этим великим праздником и рассказать вам о Молотовском областном театре кукол — небольшом театральном коллективе, который внёс свой посильный вклад в дело Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.

Театр кукол в Перми появился в 1937 году как передвижная труппа при филармонии, а 1 января 1941 года начал свою деятельность как самостоятельная театрально-зрелищная организация. Своего помещения у Молотовского театра кукол не было, он занимал одну комнату в Доме пионеров (сначала делил помещение с кукольным кружком, затем был лишён помещения, куклы и декорации были перевезены на квартиру директора, а затем театру вновь была выделена комната в Доме пионеров, и он разместился в помещении кружка духового оркестра).


Во время Великой Отечественной войны Молотовский театр кукол занимал одну комнату в Доме Пионеров (в бывшем особняке Е.И. Любимовой).

В 1941 году театр кукол готовил новые постановки «Кот в сапогах», «Волшебная лампа Алладина», «Песня о купце Калашникове» по поэме Лермонтова. Начавшаяся Великая Отечественная война внесла коррективы в деятельность театра, однако он продолжал свой творческий путь, он был нужен. Артисты выступали в госпиталях, перед детьми, эвакуированными на Урал, гастролировали по Молотовской области на грузовиках, пароходах и лошадях, обслуживая самые отдалённые её уголки.

Художественным руководителем Молотовского театра кукол в годы Великой Отечественной войны была Лидия Семёновна Цымлова, оформлял спектакли известный художник Юрий Алексеевич Васнецов, заведовала литературной частью пермская поэтесса Евгения Фёдоровна Трутнева.

По воспоминаниям артиста И. Е. Масленникова, который поступил в театр в 1945 году, «весь коллектив театра был десять-двенадцать человек. Актёры были одновременно и плотниками, и столярами, и осветителями, и рабочими сцены. Все мы были молоды».

Вот имена некоторых актёров Молотовского театра кукол, работавшие в нём во время Великой отечественной войны: Борис Белорусцев, Эльвира Таксис, Сергей Сусанин. В 1944-1945 годах директором была Анна Ивановна Зотова, 1905 года рождения (она же была и актрисой).

Документы военных лет рассказывают о том, как Молотовский театр кукол жил и работал в это суровое время:

«1942 г. — лето — районы области, сентябрь — Молотов. К 22 июня 1942 года театр дал 52 шефских концерта и спектакля в частях РККА и госпиталях. Директор Горбенко П.Д.».
«С 8 авг. 1942 г. были на гастролях в Еловском районе. Зрители очень довольны работой театра. В программе скэтч Ленча «Сон в руку» о Гитлере, «Очарованная сабля». Артисты оказали помощь в оформлении стенных газет, писали портреты».

«За 7 месяцев поездки в Уинский и Еловский районы. Детская аудитория и руководители детских учреждений ценят наш театр и охотно смотрят его спектакли».
«За 2 года своей работы (театр) обслужил до 150 000 зрителей, главным образом детей г. Молотова и области. Как первый, так и второй год театр окончил без дотаций, и планирует свою работу на 1944 год также на принципе полной самоокупаемости. Наш театр, как театр передвижной, обслуживал самые отдалённые части области от Еловского района на юге до Ныробского — на севере. Несмотря на трудные условия работы, театр вырастил кадры и подготовил довольно большой репертуар».

Даже в тяжёлые военные годы репертуар театра кукол был достаточно широк — не менее семнадцати наименований в афишах 1941-1945 годов. Играли сказки, антифашистские скетчи, концерты, целый акт первой украинской оперы «Запорожец за Дунаем», и первыми в СССР поставили в театре кукол оперу М. Красева «Муха-цокотуха».

Вот что писала о спектаклях Молотовского театра кукол областная газета «Звезда» 4 февраля 1943 года:
«Красочность и веселый юмор спектаклей привлекает юных зрителей, и дети по нескольку раз смотрят их».

К 25-летию Октября (1942 год) Молотовским театром кукол были поставлены спектакли по пьесам Е. Трутневой «Сказка» и «В тылу врага». За эти постановки Молотовский областной отдел искусств объявил благодарность всему коллективу театра, персонально подчеркнув заслуги заведующего литературной частью театра и автора пьес Е.Ф. Трутневой; был отмечен творческий рост театра, показавшего умение ставить спектакли режиссёрски изобретательно и вдумчиво.

Коллектив Пермского театра кукол с благодарностью вспоминает тех людей, которые работали в Молотовском областном театре кукол в годы Великой Отечественной войны, своими руками изготавливали кукол и декорации, репетировали дома или в парке, перевозили и монтировали спектакли, показывали свои постановки детям и взрослым. Пусть это был всего лишь маленький кукольный театр, но он вносил свой посильный вклад в Победу, делал большое и очень нужное дело.

Ю.А. Васнецов. Художник в роли артиста

В детстве все мы обожали рассматривать картинки в книгах, и одними из самых любимых были «Три медведя» Л. Толстого, «Кошкин дом» С. Маршака, «Лис и мышонок» В. Бианки, сборники стихов «Ладушки» и «Сорока-белобока». Иллюстрации к этим и многим другим книгам создал замечательный художник Юрий Алексеевич Васнецов, удостоенный почётных званий «Заслуженный деятель искусств РСФСР», «Народный художник РСФСР», Лауреат Государственной премии СССР.

Мало кто знает, что в годы Великой Отечественной войны Ю.А. Васнецов жил в г. Молотов (так назывался г. Пермь с 1940 по 1957 год) и работал в Молотовском областном театре кукол (теперь это Пермский театр кукол).

Известный пермский краевед Виктор Семянников исследовал этот период жизни художника и опубликовал в газете «Вечерняя Пермь» статью «Художник в роли артиста», в которой рассказал о жизни Ю. Васнецова в Молотове. Сегодня мы приводим отрывок из этой статьи:

«Напомним, что в суровом 1941 году художник оказался в Перми, чудом выбравшись из осаждённого Ленинграда. Несколькими месяцами раньше в городе поселились жена художника и две его дочки (Елизавета Юрьевна пошла по стопам отца и стала художником-книжником). Их привёз эвакуированный в Прикамье вместе со своей семьей инженер-механик В. К. Иванов (супруга художника, Галина Михайловна, была родной сестрой жены инженера). Они жили в доме № 126 по улице Большевистской.

Юрий Алексеевич работал над сказочными сюжетами для открыток и книг, писал картины, агитокна, по его эскизам делалось оформление новогодних ёлок в садах и парках, расписывались интерьеры детских садов и яслей. А весной 1944 года в Перми с успехом прошла его первая персональная выставка. Кстати, изданный в 1943 году каталог «Выставка цветных автолитографий Ю. Васнецова» дал повод говорить о двух выставках произведений художника. Но это не так. Выставка всё же была вероятнее всего одна, а каталог к ней издан, как это порой бывает, накануне.

Теперь остановимся на новых фактах, проливающих свет на жизнь в тылу не только эвакуированных к нам деятелей искусства, но и нашей пермской интеллигенции. Оказывается, художник-сказочник не только оформлял спектакли для Пермского кукольного театра, что, в общем-то, понятно, но и... играл, как заправский артист.

Думаю, о гастролях театра по сёлам и посёлкам области известно считанным единицам моих земляков. А посему хочется привести строки с открыток 1942 года, дошедших до нас только благодаря Галине Михайловне Васнецовой и любезно предоставленных ею для публикации.

Первая открытка датирована 11 августа. Вот что пишет Ю. Васнецов о первых днях своего путешествия: «Из Молотова выехали в 4 ч. утра на пароходе «Карпинский». Долго не спал, все любовался природой и вспоминал вас всех... Ехали 1 1/2 суток до пристани «Елово». Уже выступал 3 раза. Играю «Мамая», работы много. Сейчас в селе Ножовка... Здесь будем 2 дня. Сегодня едем в поле выступать. Живём, как цыгане. Целую вас всех. Ваш Юра».

12 августа художник сообщает: «Работы у меня много: и рисовать, и выступать. Вчера 3 раза выступал и разучиваю роль воеводы. В общем, забавно, докатился до Артиста. Уже пополнел. Ем хорошо. Молока почти по литру пью. Хлеб пшеничный, его дают меньше, но мне хватает с остатком».

Но чтоб не сложилось впечатление, будто у артистов в войну была райская жизнь, приведём ещё несколько выдержек из открыток, отправленных художником своим близким: «Здесь погода неважная, холодно и дожди частенько бывают, вчера в поле на выступлении вымокли. Сами идём пешком, а вещи на лошади». И ещё: «Надоело порядком переезжать и валяться где попало. Работы много, иногда делаем 3 спектакля и выезжаем в поле работать. Вот я уже рвал лён. Погода холодная очень. Купить на деньги ничего нельзя... Что меняю, то строго придерживаюсь твоей записки. Масла не едал совсем. Я его приобрёл, берегу для вас всех. Эх, скорее бы домой. Целую ребятишек...».

Или, например, такая цитата с открытки за 28 августа: «Сейчас мы приехали в деревню Степаново на берегу Камы. ...Еловский район уже заканчиваем. Ещё неизвестно, будем ли в Фокинском районе. Нахожусь близко от города Воткинска, работы много, а главное — утомляют переезды. Переночуешь, опять грузить. Идти пешком 6–7 км, а каждый день выступление. Спектакль начинается в 11 ч. ночи. Часа в два ложусь спать. Сплю всяко. Встаю рано».

Неизвестно, какие спектакли оформил для Пермского театра кукол Ю.А. Васнецов и в каких из них играл. Но одно очевидно — делал всё это исконно русский художник так же горячо и талантливо, как и свои прелестные цветные рисунки к детским книжкам, которые всегда будут будить добрые чувства и приносить радость детворе».

Известная пермская поэтесса Е.Ф. Трутнева — первый завлит Молотовского театра кукол

Евгения Фёдоровна Трутнева — всем жителям Перми известно имя этой поэтессы. Она написала большое количество стихов и текстов песен, её произведения переведены на болгарский, чешский, словацкий, польский, казахский и другие языки. Е.Ф. Трутнева — автор сорока поэтических сборников для детей, которые выходили не только на Урале, но и в московских и ленинградских издательствах «Детгиз», «Детская литература», «Малыш»; стихи поэтессы публиковались в журнале «Мурзилка».

В годы Великой Отечественной войны Е.Ф. Трутнева вела активную литературную работу — её стихи печатались во фронтовой газете «За Родину», инсценировки и пьесы транслировались по радио и передавались для постановок комсомольцам, ученикам школ, коллективу Пермского ремесленного училища.

Недавно созданный театр кукол остро нуждался в квалифицированных кадрах. В 1942 году его руководство направило в Молотовский обком ВКП(б) письмо следующего содержания: «Молотовский областной театр кукол намечает ряд оригинальных постановок, в частности с использованием местного фольклорного и другого материала. В этом отношении нам может оказать большую помощь молотовская детская писательница тов. Трутнева Е.Ф. Весьма важно для развития театра, чтобы сотрудничество коллектива театра с писателем было непосредственным и постоянным. Поэтому мы просим направить тов. Трутневу для работы в наш театр».

 

Просьба была удовлетворена, и Е.Ф. Трутнева поступила на службу в театр кукол, где исполняла обязанности заведующего литературной частью с 1942 по 1944 годы.

В монографии Л.В. Семёнова «О творчестве Е.Ф. Трутневой» так рассказывается об этом периоде жизни Евгении Фёдоровны:
«...Е. Трутнева исполняла должность литературного сотрудника Молотовского театра кукол. Во время работы в этом качестве поэтесса написала две пьесы для кукольного театра: «В тылу врага» и «Фриц в русской сказке». Обе пьесы имели успех у ребят и объехали с театром всю область. За них поэтесса получила благодарность в приказе от Молотовского областного отдела искусств, где говорилось: «К XXV годовщине Великой Октябрьской социалистической революции Молотовский областной театр кукол выпустил спектакль, составленный из двух пьес писательницы Е. Трутневой «Сказка» и «В тылу врага». Этим спектаклем, сделанным с большой любовью и тщательностью, коллектив театра показал свой творческий рост, несмотря на целый ряд больших производственно-технических трудностей. Юбилейный спектакль театра сделали режиссёрски изобретательно и актёрски крепко и свежо».

Объявляя благодарность всему коллективу театра в целом, персонально объявили и благодарность заведующей литературной частью театра и автору пьес «Сказка» и «В тылу врага» Е.Ф. Трутневой. В документе выражается твёрдая уверенность, что и впредь в новых своих работах Молотовский театр кукол с неослабевающей энергией будет работать над усовершенствованием своего мастерства, углубляя и расширяя свою творческую деятельность, воспитывая наших людей в духе коммунизма».

«Е.Ф. Трутнева вспоминала: «В 1944 году написала пьеску «Снегурочкина ёлка», которую областной кукольный театр ставил этой зимой для гастролей кукольного театра».

Одной из первых рецензий на постановки Молотовского театра кукол является статья Н. Кириллова в областной газете «Звезда» «На спектакле в театре кукол» от 26 апреля 1944 года. Автор рассматривает постановки театра, в том числе и по пьесам Е.Ф. Трутневой, и подвергает их критике:
«Сыздавна в русской народной сказке баба яга является олицетворением злых сил, против которых всегда борется положительный герой. И изменить это освящённое сказочной традицией положение невозможно, да и не нужно. А у Трутневой баба яга неожиданно оказывается, если перевести на взрослый язык сказочные ситуации пьесы, — организатором антифашистских сил. Это нелепо, неразумно и вредно, ибо запутывает ребёнка-зрителя, который привык видеть бабу ягу злой, нехорошей. Пьеса явно требует серьезной переделки. В остальном же спектакль удачен».

Мы можем соглашаться или не соглашаться с мнением журналиста по поводу спектаклей по пьесам Е.Ф. Трутневой, но сам факт того, что в Молотовском областном театре кукол служила известная поэтесса, говорит о намерении коллектива работать для детей творчески, серьёзно и вдумчиво.

 

Вернуться к списку новостей