К началу 77-го театрального сезона подверстались и два юбилея: 30 лет работы в Пермском театре кукол Анатолия Ивановича Ведерникова, заместителя директора (и 50 лет трудовой деятельности) и звукооператора Анны Геннадьевны Санниковой, которая уже 20 лет, как говорят, держит руку на пульте, на музыкальном пульсе спектаклей. Мы представляем вашему вниманию интервью юбиляров.
Рука в поле
- Анатолий Иванович, 30 лет такой ответственной, сложной, разнообразной работы в театре! Не всегда заметной зрителям, не отмеченной бурными аплодисментами…Что для вас самое интересное?
- Самое интересное в театре – это выход на сцену нового спектакля, для самого различного возраста. Когда зал, скажем, наполняется детьми с родителями. Ожидание, волнение, общий радостный подъем, ощущение смысла нашей работы.
А когда нет новых премьер (хотя наш театра работает очень стабильно и профессионально, заполняемость залов самая высокая в городе) – тогда совсем другое настроение. Для чего мы здесь работаем? Для наших зрителей, а конкретно – для детей.
А так – повседневная работа, определенный круг: содержание здания, снабжение, транспорт, хозяйственная деятельность. Частенько приходится оставаться и за директора театра, и за художественного руководителя… Заниматься не только техническими вопросами, а решать проблемы и с актерами.
- Вот я помню: театр нужно отправлять за океан в Луисвилл на гастроли, а в театре в тот момент ни директора, ни главного режиссера…
- Легко! Просто все уже было очень хорошо подготовлено. Пожалуй, самое трудное было подготовить и упаковать куклы и декорации по международным требованиям, ящики по стандарту, обшитые специальной тканью и тд. Все было сделано оперативно, да и гастроли прошли очень хорошо. Ведь уже был опыт поездки в Японию на всемирный фестиваль и гастроли (Нагоя, Ида, Токио).
- Очень помогает я думаю ваш характер. Всегда улыбчивый, спокойный. Любимый вопрос: «Чем озабочены?»
- Да, я оптимист. Но самое тяжелое - когда, скажем, тебе не дают денег на ремонт здания театра, благоустройство территории, крышу, которая протекает. Обидно, очень обидно, ведь мы не для себя просим, а в конечном счете – для наших зрителей. Часто латаем сами, когда все можно сделать централизованно. Ежегодно подаем заявку на ремонт крыши.
А основание для оптимизма есть. В любых условиях театр работает стабильно, все идет по плану, кризис не кризис, дефолт не дефолт, а справляемся.
- Но ведь что-то могло дойти действительно до точки?
- Ну вот пример. Тогда руководила областным управлением культуры Лидия Алексеевна Лисовенко. Я позвонил ей: «Помогите, столярный цех заваливается». Она тут же приехала, все осмотрела, даже вышла в бутафорскую мастерскую, чтобы увидеть размеры бедствия во всех сторон. Спросила, сколько нужно средств. И через неделю деньги были выделены. Отремонтировано, укреплено, оперативно и быстро. Теперь такого столярного цеха нет ни у кого в крае, а может быть и в России. А большой объем работы в нашем театре никого не пугает.
- Подробности снабжения, содержание здания, оборудования, может быть не всем так известны, как бесперебойная работа театрального транспорта. Сравнительно недавно из с 720 спектаклей по плану (а часто было и 800), большая часть приходилась на сельские гастроли и выездные. А проблем с театральным транспортом не было! И надеюсь, не будет (стучим по дереву)
Во всей вашей работе чувствуется коренной человек, который с детства привык вставать с петухами и умеет делать любую работу.
- Кировская область, поселок Кикнур (по-марийски это «рука в поле»). Толкование сегодня не очень понятно. Вроде бы во время нашествия ординский хан рукой показал: «Захватите это поле».
- Значит поле-то уже было. Пахали, сеяли, а поначалу дремучий лес убрали.
- Там я и родился. 120 километров до Йоршкар-Олы а деревня русская. Все сравнительно близко: Киров, Пермь, Нижний Новгород. Это сейчас. А в войну моя мама пешком за солью ходила на станцию Шахунья, за 60 километров. Собиралась ватага человек по 15, ночевали в лесу.
Когда я вернулся из армии в 1969 году (а у меня была медаль «За освоение целинных земель», грамоты) третий секретарь райкома партии предложил мне заведовать клубом. А клуб у нас большой, двухэтажный, зал на 140 мест. Два года и три месяца я отработал там с большим удовольствием. У нас и агитбригада своя была, выступали на полевых станах, на жатве, посевной. Веселое время. А я еще и с баяном.
Потом я приехал в Пермь. Работал в органах МВД. Учился в торговом техникуме. И вот уже 30 лет в театре.
- Ваши самые любимые спектакли?
- Когда я пришел в 1983 году, то сразу увидел веселый и динамичный спектакль «Погоня в лесу», где Таня Смирнова сыграла отважную девочку. Этот спектакль, наверное, был чемпионом по выездам и гастролям, где он только не побывал. А сейчас самый любимый – это «Машенька и медведь»! И конечно «Колобок» и «Маугли». И тому, кто сегодня только приходит в театр, я пожелал бы долгой работы в театре. И сразу самому понять, что если любишь театр, то все остальное не так важно.
- С юбилеем Анатолий Иванович! И пусть рука ваша всегда будет в поле, возделанном веселой общей работой.