24 июля 2014 года исполняется год со дня кончины Игоря Нисоновича Тернавского, художественного руководителя Пермского театра кукол. Человека, который больше всего на свете любил Театр и мечтал о нём с самого раннего детства.
Театру и была подчинена вся жизнь И.Н.Тернавского: созданные им театры «СТЭМ», «Арлекин», «Контрактный театр комедии», художественное руководство цирками в Перми, Твери, Краснодаре (куда он внёс настоящую театральность), многочисленные театральные инициативы, яркая общественная деятельность.
18 лет И.Н.Тернавский отдал Пермскому театру кукол, где поначалу стал и художественным руководителем и директором. Зрителю хорошо известны его постановки «Волшебник изумрудного города», «Обыкновенный кукольный концерт», «Колобок», «Маугли», «КорольЛир», где он сыграл заглавную роль. Именно в Пермском театре кукол осуществились мечты И.Н.Тернавского об актёрской деятельности. Спектакль «Маугли» был отмечен премией Пермской области «За достижения в сфере культуры и искусства». И.Н.Тернавский был удостоен награды «За честь и достоинство» фестиваля СТД «Волшебная кулиса».
В декабре 2013 года Игорь Нисонович Тернавский стал Лауреатом премии Пермского края в сфере культуры и искусства за 2012 год (посмертно) с почётной формулировкой «за многолетний вклад в развитие культуры и искусства» художественный руководитель Пермского театра кукол в 1995 – 2013 годах.
Об Игоре Нисоновиче Тернавском
Ранним утром 10 июня И.Н. почему-то стоял на верхней площадке лестницы театра кукол — в шляпе, плаще-пыльнике, с зонтиком — как всегда, настоящий франт. Хотя день начинался жаркий, солнечный, уже собирались дети в театральный лагерь «Мы – театралы».
Это была последняя встреча. Нет, не приходил, звонил только изредка. А потом возникли тревожные слухи, которым поначалу никто не поверил.
Потому что И.Н. всех заражал своей неистребимой верой, что всё будет хорошо.
Так и в его характере соединялись азартный мальчишка, настоящий талантливый актёр и… начальник.
Стоило только сказать: это интересно, этого ни у кого нет и никогда не было, как он мгновенно зажигался и старался всё сделать для осуществления идеи.
Начальником он стал довольно быстро очень демократичным, но любил, когда кто-то приходил с просьбой (особенно — снаружи театра). Человека внимательно выслушивали, принимая, как лучшего гостя, помогали, тут же вызывая тех, кто нужен. Вообще, проблемы решались в течение нескольких минут. Это относилось и к внутритеатральным проблемам.
Только вот в театре, куда И.Н. прибыл в 1995 году, люди не привыкли, да и, как правило, не умели просить что-то для себя…
Однако беда, горе было тому, кто хоть как-то задевал его самолюбие (или казалось, что задевал). Могло достаться по первое число — и несправедливо, и публично. Тогда вспоминались слова Ильи Ильфа о «гордых и важных детях ответственных работников», или рассказы соучеников об обидчивом и драчливом первокласснике.
Забегая вперёд, скажем, что потом многое воспринималось уже иначе. И всеми уважаемый дворник Николай Николаевич мог сказать художественному руководителю: «Вы, И.Н., вчера в «Короле Лире» выпустили целый абзац, я по тексту следил». Худрук без обиды соглашался. Потому что любовь к театру была сильнее всего.
А театр достался ему непростой. Помнивший те времена, когда по штату полагалось 16 человек, а работали 10: сами делали кукол, декорации, складывали их в чемоданы, везли на выезд, сами играли. Помнили и блестящую режиссуру И.В. Игнатьева, куклы и сценографию А.Д. Игнатьевой, успех на всемирном фестивале кукольников в Японии, гастроли в Луисвилле.
Этот театр требовал от режиссёра незаурядного пространственного мышления, квинтэссенции действия, чёткости постановки актёрских задач.
Зато в этом театре совсем не знали интриг, сюда редко заглядывало высокое начальство. А что делается там, наверху и какие намерения в коридорах власти насчёт театра, его кадров и перемен — никто не знал, да и не интересовался. Работа с детским зрителем сильно смещает приоритеты — детский рисунок кажется важнее суеты.
Сначала новый худрук смотрел на театр кукол, как сам признавался, сбоку и сверху, свысока. Потом, естественно, увлёкся. Наградой ему была обстановка в театре и уважение. Ведь в этом театре осуществилась и главная мечта его жизни — об актёрской карьере. Начав замены заболевшего актёра, И.Н. сыграл Акелу в «Маугли». Это был первый шаг на пути к Королю Лир. И все коллеги поддержали и помогли.
Однажды на сказку «Волшебный фонарь» попали двое маленьких братьев (эту роль старого уличного фонаря играл И.Н.). После спектакля родители не могли успокоить встревоженных детей. Они попросились за кулисы, чтобы им показали, что с волшебным уличным фонарём ничего не случилось. И да, тогда он был цел и невредим.
…Стоят красивые фонари на новой площадке у театра. Прошла реконструкция большой сцены и малого зала. Появился новый служебный вход, мемориальная доска главрежу В.Д. Офрихтеру. Незабываемо и чудесно прошёл фестиваль театров кукол «Большой Урал – Приволжье». Расцвёл наш вечнозелёный проект «Открытое пространство театра». А Союз театральных деятелей, его Пермское отделение, на 5 лет нашло приют в нашей гостиной (как и группа «Бабату», пианист Владимир Венцлавович, иллюзионист Арландино). А голос И.Н. по-прежнему объявляет: «Первый звонок»!
Зав.лит.частью Пермского театра кукол Т.С. Шерстневская