К юбилею актрисы, ветерана театра Валентины Семыниной

Сегодня юбилей у замечательной актрисы, ветерана Пермского театра кукол Валентины Михайловны Семыниной! Мы от всей души поздравляем Валентину Михайловну с этим прекрасным праздником и желаем ей доброго здоровья, сил, бодрости и дальнейших творческих успехов!

КУКЛЫ, ДЕТИ И СТИХИ

Накануне юбилея спросим у актрисы Валентины Михайловны Семыниной:

— Что для вас значит ваша профессия?

— Это моя жизнь! Я очень люблю кукол. И всю жизнь нахожу радость в детях. Всё самое лучшее, чистое, светлое исходит от них, от них начинается и доброта, и красота. Куклы и дети дают мне радость.

— Как ваша биография привела вас в Пермь?

— Родилась я в Правдинске (теперь это город в Нижегородской области). Отец погиб в 1941 году при обороне Москвы, и мама в 31 год осталась вдовой с четырьмя девочками на руках. Отец успел прислать только одно письмо с фронта.
Но я трудностей в своём детстве не ощущала. О них никогда не говорили. На наши вопросы мама всегда отвечала: «Потом, потом». Да так ничего и не рассказала, не жаловалась.
Старшую сестру Марию я звала няней, а ведь ей было 8-9 лет...Мама работала стрелочницей на узкоколейке леспромхоза, ведь Правдинск возник и жил вокруг  целлюлозно-бумажного комбината (потом в Краснокамске я увидела точно такую же организацию жизни).
Леса были нетронутые, природа не нарушена, и мы ходили в лес сразу же после первых листьев — за едой, а потом каждый день с утра за земляникой, смородиной, малиной, ежевикой, грибами. Орехов было так много, что я, совсем маленькая, могла их собирать.
Ходили мы босиком. Лес там ласковый, лиственный, не такой колючий и чёрный, как здесь. А осень долгая и многоцветная.

— Отсюда ваша любовь к лесу, деревьям, птицам. А стихи?

— Учительница заставляла читать, ставила меня в пример всему классу. Поэтому я не волновалась даже на экзаменах в театральное училище. Я читала басню, пела «О дайте, дайте мне свободу» из «Князя Игоря». Потом предложили этюды: как сделала бы это Баба-яга или принцесса. Я попросила платочек у членов комиссии и сыграла.

— Совсем как в фильме «Приходите завтра»?

— Ещё круче. С волжским говором на «о».

— Ваши любимые учителя?

— Г.А. Яворовский, В.А. Лебский. Мои однокурсницы Рузанна Бунатян и Люда Садилова стали преподавателями. Часто приходил актёр, режиссёр и драматург Юрий Елисеев. Он предлагал мне идти в драматический театр, работать в горьковском театре, но нужно было подождать пару месяцев, когда актриса выйдет на пенсию (я, конечно, отказалась: негоже выгонять кого-то из труппы). Предлагали поехать в Ленинград (но там надо было снимать квартиру). Нет уж, поеду по распределению. Ну что ж — у нас Волга, а там — Кама.
Теперь я понимаю, что В.Д. Офрихтер был одним из лучших режиссёров по нравственным качествам, по творчеству и любви к театру кукол. А ролей было множество, ведь театр давал более 800 спектаклей в год при плане 720. Большинство из них — выездных и гастрольных для открытых, искренних, эмоциональных сельских зрителей.

— Среди ваших ролей есть такие диковинные, как Летучая мышь, Ворон, Ослик...

— Мама Тигрика Петрика, предводитель стаи Бандерлогов, Горная ведьма, Бабушка Ларисы, побывавшей в стране чудес, Бабушка в «Колобке» (любимая роль). В нашем театре надо уметь делать всё! Но больше всего я люблю играть детей и животных. Юрий Елисеев, режиссёр, хвалил меня за роль Петуха в спектакле «Иван — крестьянский сын».

— У вас есть и режиссёрский опыт: ваш спектакль по сказкам Саши Чёрного с детьми интерната для слабовидящих показывали на фестивале «В мире сказки».

— Я узнала о Саше Чёрном и полюбила его стихи, когда училась в студии при Горьковском театре кукол от его главного режиссёра Юрия Николаевича Елисеева, это было в 1963 году. Работая уже в Пермском театре кукол, я увидела книгу с этими стихами и купила её. Дети играли с такой любовью и верой в эти чудесные сказки!

— Вас в жизни всегда сопровождают стихи (наш диалог с актрисой всё время перемежается стихами — от Пушкина и Вяземского до Р. Рождественского).

— Я сама выбираю стихи, которые помогают жить человеку, особенно сегодня. И я не одна такая. Ты встречаешь на улице незнакомую женщину. И прямо на улице у нас возникает диалог из любимых стихотворений. В бассейне я читаю стихи... в парилке. Там открывается дыхание до самого предела.

— Как жаль, что из-за карантина отменился спектакль «Репка»!

— Это целиком наш спектакль, пермский! Поставила его Надя Шарапова-Гапоненко (она родом из Кишертского района), она окончила не только Пермский институт культуры, но и режиссёрский факультет в Санкт-Петербурге. Очень хорошая художница Анна Макарова (тоже из села Усть-Буб, выросшая в нашем театре), а кукол делала её мама.
И всё в этом спектакле такое родное! Половики такие моя мама делала на домашнем станке, за такой же деревянный стол мы садились, когда собирались вместе... И все четыре исполнительницы такие разные по характеру, костюму, убранству, как и времена года. Музыка С. Иванова, автора пермского гимна, и всё это так естественно. Мы получаем настоящее удовольствие от этой сказки.
А Н. Горланова, одна из руководителей центра «Росток» рассказывала о благодарности зрителя. Её пятилетняя внучка что-то делала тайком: она целовала маленькую бутафорскую репку (их раздавали Зима, Весна, Лето, Осень после увлекательного представления).

С Валентиной Семыниной беседовала Татьяна Шерстневская, заведующая литературной частью Пермского театра кукол 

Вернуться к списку новостей