О «не трудностях перевода», работе в России и загадочном сеньоре Флате, с которым наконец-то встретится пермский зритель, мы беседуем с режиссёром из Сербии Эмилией Мрдакович.
Долгожданную премьеру спектакля «Саша и монстрики» в постановке Эмилии Мрдакович мы увидим 16 декабря в Пермском театре кукол. Эмилию часто приглашают ставить спектакли в российских театрах. Она прекрасно владеет языком Чехова и «трудностей перевода» не возникает. Более 20 лет Эмилия возглавляет Молодежный театр города Нови-Сад, успевает преподавать в Академии искусств и выступать на Государственном болгарском телевидении.
— Эмилия, Вы стали востребованным режиссёром в российских театрах. А началось всё четыре года назад с «Гадкого утёнка»?
— Именно так. На одном из старейших в Европе Фестивале театров для детей в Суботице (у нас в Сербии) я познакомилась с Юрием Пахомовым, художественным руководителем театра «Северная сцена» из Нового Уренгоя. Тогда коллеги из России увидели мой спектакль «Изобретение полета» и решили пригласить меня в Россию. Так я первый раз приехала работать в вашу страну, да еще так далеко — на Север, представив в 2017 году своё прочтение сказки Андерсена «Гадкий утёнок». Потом мы получили приглашение на фестивали в Санкт-Петербург, в Самару, в Курган, и… понеслось.
— Самой известной, пожалуй, стала та самая постановка «Изобретение полета» об аисте, не умевшем летать, которую Вы представили в Кургане?
— Да. Только возник вопрос, как привезти декорации с собой, если Нови-Сад находится так далеко от Кургана. Театр «Гулливер» сделал сценографию для нашего спектакля. Мы выслали эскизы в Курган. Спектакль с любовью приняли. Это история о том, почему кто-то не имеет крыльев, но стремится взлететь, а другой имеет, но не пытается. У нашего героя-аиста была идея, которая его окрыляла. И у него получилось!
— Теперь очередь пермских зрителей познакомиться с вашей работой. Постановку по книге испанского писателя Копонса Жауме «А вот и сеньор Флат!» у нас ждали еще в 2020 году под занавес сезона.
— К сожалению, коррективы внесла ситуация с пандемией. С художественным руководителем Пермского театра кукол Дмитрием Вихрецким мы познакомились на фестивале в Кургане, и я пригласила его в Сербию. Он спросил, что он должен поставить. Я ответила то, что всегда желает услышать любой режиссер: «Что хочешь». И мы не прогадали. Дмитрий поставил «Затворник и шестипалый» по Пелевину. В Сербии популярен этот автор, но это произведение неизвестно. Эта постановка получила несколько призов на фестивале, в том числе, за текст Пелевина и Вихрецкого. А потом Дмитрий пригласил меня в Пермь. Я предложила к постановке историю о мальчике и его друзьях — книжных монстриках по книге испанского писателя Жауме Копонса, которая будет понятна в любой стране. И вот наконец-то эта история дойдет до зрителя.
— Книги серии замечательные, как и иллюстрации Л. Фортуни. Мамы во всех отзывах пишут, что ребенок после сказки полюбил чтение.
— Это так. Вместе с сеньором Флатом мальчик путешествует по книгам «Остров сокровищ», «Питер Пен» и другим. Зрителя ждут увлекательные литературные путешествия, внезапное исчезновение сеньора Флата, поиски пропавшего друга и знакомство с другими книжными монстриками! Мы уверены, что с нашим спектаклем ваш ребёнок влюбится в чтение!
— Расскажите о вашей команде.
— Художник спектакля — Эдна Мачкович, графический дизайнер из Сербии, мы давно работаем вместе. «Гадкий утёнок» в России тоже был нашей совместной работой. Зрителя ждёт некая комбинация: куклы и актёры, изображающие учёных, которые должны разобраться, что у Саши в голове. Будет и песочная анимация: злодей Вредноцвет появляется как рисунок на песке. Музыка композитора Алексея Мрдаковича. Для меня огромное удовольствие работать с российскими актёрами. В России кукольному театру уделяется больше внимания, чем у нас. В Сербии нет школы для актёров театра кукол, в кукольных спектаклях играют драматические актёры, если захотят.
Я родилась в Болгарии. Мне повезло, моя знакомая — актриса именно театра кукол в Болгарии подготовила меня к учебе в академии при театре. Я влюбилась в этот кукольный мир бесповоротно. Сначала как актриса, а потом продолжила как режиссёр. Театр, который я возглавляю в Нови-Сад (Сербия) отмечает юбилей, ему 90 лет. Он был основан в 1931 году как первый театр кукол в Воеводине и Сербии. Чуть более 50 лет назад, став Молодежным театром, он трансформировался. Появилась драматическая сцена и детская, где играют спектакли для детей и взрослых с куклами и без.
— Как вам декабрьские пермские морозы? Хотя у Вас был опыт работы и на Севере.
— В новом Уренгое я была весной. А в Кургане — в сентябре, так что было теплее. Это мои первые морозы (смеётся). Работа согревает, и я жду тёплого приёма зрителей.
Беседовала Елизавета Шандера