Пермский театр кукол работает над спектаклем «Маленькая Баба-Яга»(6+) о шаловливой, но доброй и справедливой ведьмочке, которая нарушает все правила, принятые в обществе солидных ведьм. Премьерные показы сказки состоятся 9, 10, 13 и 20 апреля 2022 года.
Для Натальи Белоусовой, нашей землячки из Губахи, «Маленькая Баба-Яга» — режиссёрский дебют, дипломная работа в Российском государственном институте сценических искусств (Санкт-Петербург).
— Первый раз я прочитала «Маленькую Бабу-Ягу» ещё в детстве. Так получилось, что сказку для постановки мне предложил Пермский театр кукол, но мечта о ней была и до этого. Знаю, что спектакль шел в театре дважды, но я их уже не застала. Может, и к лучшему… — рассказывает режиссёр. — Я впервые увидела эту историю на сцене Пермского краевого колледжа искусств и культуры и подумала: вот же замечательный материал для театра кукол. И когда художественный руководитель Пермского театра кукол Дмитрий Вихрецкий предложил: «Может, возьметесь за этот материал?», обрадовалась. Главная героиня очень похожа на меня, мне кажется, мы с ней вместе проходим этот путь, вместе растём и сдаём экзамен: только я — на режиссёра, а она — на настоящую ведьму.
Примечательно, что Наталья Белоусова — не только режиссёр спектакля, но и автор инсценировки.
— Не то, чтобы я что-то сильно поменяла в классическом тексте, скорей, скомбинировала какие-то сцены, соединив их воедино. К примеру, сцены со Старушкой и Лесничим у писателя размещаются в разных частях книги. Я же придумала встречу этих персонажей, и сюжет получился компактней. Также я выбрала линию времен года, в каждом из них есть определенная сцена или эпизод, где Маленькая Баба-Яга помогает тому или иному персонажу, — продолжает режиссёр-постановщик.
Третья ипостась Натальи Белоусовой — музыкальное оформление «Маленькой Бабы-Яги».
— При отборе музыкального материала я руководствовалась внутренними ощущениями и хорошими текстами композиций, которые «попадают» в меня, что называется «точно в цель». Это и классика, и рок, и современные песни. У меня нет любимых композиторов и исполнителей, но нравится слушать неоклассиков с их отражением в звуках мира природы и человека.
Автор кукол — Полина Беднякова, художник из Краснодара, сокурсница Натальи Белоусовой, окончившая Российский институт сценических искусств по специальности «Художник-постановщик театра кукол». И тоже сценический дебют.
— Создание кукол – наше совместное творчество с режиссёром, общие поиски смыслов, характеров и технологий, — говорит Полина Беднякова.
Хореограф Светлана Спиридонова в буквальном смысле вдохнула жизнь в лесных духов, которых играют не куклы, а актёры театра. Эти духи — проводники и рассказчики истории, и их пластическое существование — главная заслуга хореографа.
В чем же главный посыл спектакля?
— Передо мной, как и перед Маленькой Бабой-Ягой, всегда есть выбор. Мне очень близка и понятна моя героиня, то, как она себя чувствует и ощущает. Конкретно — тот момент, когда она принимает решения и осознаёт, какой мир перед ней, что за существа. У нее есть задача — стать хорошей ведьмой, которую она поняла слишком буквально. В итоге получился перевертыш. Персонаж, который должен делать пакости людям, стал творить добро. И мой спектакль именно об этом — о добре, дружбе, мудрости. Оказывается, волшебный мир так рядом, так близко и, в то же время, так далеко от нас. Эта вера в волшебство и добро всегда побеждает. Должна побеждать… Мой спектакль о принятии выбора, который чрезвычайно сложно принять, — размышляет Наталья Белоусова.