Накануне премьеры «Лёлишны из третьего подъезда» в Пермском театре кукол поговорили с художником Анастасией Гончаровой о символизме спектакля и важности обращения к прошлому.
— Откуда взялась идея спектакля?
Мы с режиссёром Дмитрием Богдановы решили сделать спектакль в виде психологического тренинга, ведь если вчитываться в текст, то видишь много нюансов, которые не очень дружат с современными принципами воспитания. Это интересный опыт, потому что мы в основном ставим [спектакли] по современной детской литературе.
— Как строилась работа?
У нас довольно отлаженная схема, мы не первый спектакль вместе. Он [режиссёр] даёт мне задачу, текст пьесы, а я решаю, как это будет выглядеть. Сложный спектакль для нас…
— Почему?
Тут и живой план, которого много в этом спектакле, и куклы. Как сделать, чтобы спектакль всё же был кукольным, а сами куклы — не номинальными? Ведь книжка — это иллюстрированные рассказы, нам хотелось чего-то более глубокого. Первая мысль — как это ставить? Это же просто кино! Мультфильм! А что с этим можно делать в театре?
— Расскажите о визуальном воплощении спектакля.
Герои живут в одном доме, а как это показать, чтобы не загромождать сцену? Отсюда возникают символы. Например, в каждой истории читается визуальный образ окна. В одной истории оно появляется явно, трансформируется и становится рабочей площадкой, в другой — превращается в комнату. В афише тоже будут окна.
— Что оно символизирует?
Окно — знаковая вещь в мифологии. Например, считалось, что окна — это глаза дома. Когда смотришь в окно, пространство обрезается, сужается, а когда распахиваешь и выглядываешь, мир перед тобой расширяется. У каждого героя своя история, свой взгляд на мир, своё окно.
— Где будет происходить действие спектакля?
Повзрослевшие герои собираются в кабинете психолога и каждый рассказывает свою историю по очереди, а Лёлишна как психолог ведёт эту группу. К концу оказывается, что они все из одного дома, а цирк — своеобразное возвращение в детство. Изначально этот образ не читается, но части декораций мобильны, постепенно по модулям, по кусочкам собирается мир цирка.
— Куклы каких систем будут использованы?
В основном, планшетные куклы без управления, похожие на терапевтических кукол, будут и плоскостные на вагах, штоковые, одна тростевая. Каждому герою соответствует своя кукла, внутренний ребенок, который сохраняется на всю жизнь. Один герой, одна история, один приём.
— Чем ещё в визуальном смысле будете удивлять зрителя?
Мы решили обойтись без современных спецэффектов, ведь наша история про ту эпоху, и если выезжать со спектаклем [на гастроли, фестивали], аппаратуру для проекции использовать очень сложно. Я думаю, что зрителя, прежде всего, должна удивлять актёрская игра и простроенная режиссура — это главный эффект. Будет чудесная музыка, она отдельно пишется композитором.
— Почему стоит смотреть «Лёлишну»?
«Лёлишна» — это своего рода терапия, открытие для каждого. Дети прочитают историю по-своему, а взрослые задумаются. Но никакого назидания! Во-первых, вспомнятся моменты из детства, во-вторых, поговорим о воспитании детей в современном мире. А ещё обратимся к актуальной теме психотерапии, работы с детскими травмами. Очень важно, чтобы зритель, выйдя из зала, продолжал думать об этой истории. То есть не просто посмотрел красивую картинку, а что-то осмыслил. Постараемся увидеть своего внутреннего ребёнка и будем обращаться к нему.
Интервью у художника Анастасии Гончаровой взяла Дарья Лепёнышева