Студенты Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета побывали на спектакле "Превращение" по Ф. Кафке, а мы спешим поделиться их рецензиями на постановку.
Елисеева Ольга, 3 курс факультета педагогики и психологии детства
Режиссер Александр Борок и художник Виктор Никоненко с первых мгновений создают на сцене атмосферу тайны и запутанности, в которой с нетерпеньем хочется разобраться. Картину дополняет музыка Андрея Заноги: все вокруг оживает вместе с музыкой, именно она позволяет зрителю проникнуться в суть происходящего. Даже тот, кто не читал произведение Франца Кафки, сможет окунуться в суть спектакля и понять разные смыслы именно для себя. Данное произведение актуально и несет в себе множественные смыслы, которые зритель сможет интерпретировать для себя по-разному.
Спектакль «Превращение» в исполнении актеров Театра кукол играет для нас новыми красками. Мы смотрим не просто спектакль с одной сюжетной линией, но и проводим параллель с другими, не менее важными событиями, действиями и людьми в истории человечества.
Спектакль делится на несколько частей, где затрагиваются разные трактовки произведения. В первой части — мы рассматриваем само произведение через призму христианской концепции, где выводим главного героя прообразом Христа. Эта интерпретация позволяет нам понять и соотнести цикл жизни главного героя — Грегора с жизнью Христа — его рождение, жизнь и смерть, через призму принятия и отношения окружающих людей. Во-второй части произведение рассматривается как целостный образ жизни главного героя и самого автора произведения. Здесь, опираясь на биографию автора, рассказывается о событиях и отношениях между главным героем — прообразом самого Ф.Кафки, и его окружением. Это – психоаналитическая трактовка данного произведения.
Также во второй части произведения рассматривается трактовки философская и политическая. Именно здесь мы видим две сюжетные линии: жизнь главного героя — Грегора и жизнь художника Адольфа Г. Через разные дороги своей жизни, разные отношения и события оба героя следуют одной дороге — превращение в другого «себя». Оба персонажа теряют свою свободу и становятся заложниками системы вокруг. Отсюда возникает вопрос: для чего тогда дана эта жизнь? Какая цель на пути каждого? Как человек может поменяться? Вопросы не отпускают и после окончания спектакля, и заставляет о многом задуматься.
Игра актеров вовлекает смотреть спектакль от начала и до конца. Больше всего привлекает роль Души Грегора Замзы (исполняет Владимир Пенягин). Несмотря на то, что это театр кукол, здесь присутствуют живые герои, такие как Душа Грегора, зрителю с легкостью возможно оценить настроение момента, ловкость действий и переживания героя. Роль Прохожего (исполняет Павел Дитятин) заставляет задуматься о многом. Само его положение в данной постановке переворачивает с ног на голову привычное понимание произведения. Герой довольно серьезен, точен в своих действиях, не многословен, о нем многое говорят — действия. Такая роль не только необычна, но и заставляет говорить о ней даже после спектакля. Сценография спектакля тоже удивляет с самого начала. Зритель не просто начинает смотреть, но и становится участником всего происходящего. Зритель, как будто, сидит вместе со всеми героями в одной маленькой комнате, может прикоснуться к любой вещи, или, даже сказать свои мысли. Темные цветовые решения, выделение главных героев — белым светом, напряженная музыка, резкость действий, все это создает ощущение напряженности, замкнутости и нагнетающего настроения.
В спектакле использованы куклы разных систем: от штоковой марионетки до кукол с шаровыми шарнирами с самофиксацией, как в мультипликации. Именно такие разные решения создают необычность и притягивают к себе внимание. Я бы посоветовала посмотреть данный спектакль взрослым людям, ведь здесь затрагиваются довольно трудные темы жизни, то, над чем взрослый сможет задуматься и вынести что-то для себя. Сходила бы я на этот спектакль еще раз — думаю, что нет, пока что, для меня он показался довольно тяжелым.
Старцева Алиса, 3 курс факультета иностранных языков
Вечер 30 марта обещал быть занимательным. В целях практики я и мои новые одногруппники собрались вместе для просмотра театральной постановки. Спектакль «Превращение», основанный на произведении Франца Кафки, получился увлекательным, но неоднозначным, в моем понимании. Но, прежде чем поговорить о постановке, следует уделить внимание первоисточнику.
«Превращение» представляет собой фантасмагорическую историю Грегора Замзы, коммивояжёра, который однажды утром обнаружил себя превратившимся в насекомое. Почему с ним случилась эта метаморфоза — неизвестно, автор ставит читателя перед фактом: превращение случилось. И затем глазами Грегора наблюдает за тем, как живёт его семья, оказавшаяся вынужденной принимать своего сына и брата таким, каким он стал. Лишившись способности зарабатывать, Грегор становится не нужен своим близким — они в ужасе от его облика, движений, неспособности говорить.
Что обычно испытывают к насекомым? Брезгливость, страх, ненависть. С другой стороны, они настолько ничтожны, что не стоят внимания. На месте Грегора легко представить человека, потерявшего дееспособность — того, кто не способен порой встать с кровати, не то, что позаботиться о себе. Потеряв способность работать и приносить в дом деньги, Грегор стал не более, чем обузой, более не интересный своим родным — он больше не мог выполнять свои функции. Семья отворачивается от него — сначала отец, потом мать и, в конце концов, сестра.
То, как общество отворачивается от человека в самый трудный момент — это, пожалуй, одна из главных тем рассказа «Превращение».
Взгляд режиссера на произведение не мог не произвести впечатление. Режиссер Александр Борок и художник Виктор Никоненко настоящие мастера создания мрачной, депрессивной атмосферы. Вместе с тревожной музыкой, рождается унылая, печальная сцена. Спектакль начинается, тем не менее, с тишины. Единственное, что развевает мрак сцены — свет единственного софита. Мизансцена — два тела, покрытых белой простыней, что сразу же вводит зрителя в состояние подозрительности. Какое из этих тел — актер? Будут ли нас пугать? Вся пьеса наполнена этим чувством тревоги и подозрения.
Стоит отметить и потрясающую игру актеров. Конечно, первое, что бросается в глаза — совмещение кукольного и более традиционного театра. Роль Грегора Замзы отведена сразу трем актерам — Владимиру Пенягину, сыгравшему роль человечности Грегора, его души, а так же Павлу Дитятину и Сергею Гапоненко которые подарили жизнь кукле Грегора. Артистизм, глубина и выразительность игры Владимира Пенягина не может оставить никого равнодушным — актер прекрасно вжился в роль и именно он создает мостик между зрителем и произведением.
Подобный мостик — настоящая необходимость, так как многие зрители могут найти кукол, созданных для спектакля, отталкивающими. У них активная артикуляция, как у кукол марионеточного типа, их движения порой кажутся неестественными и пугающими. Выражение лиц кукол неизменно — по задумке постановщика картины каждая кукла как две капли похожа на другую. И будь это сестра главного героя или Гитлер — каждая из них, по сути, одинаковая. Таким образом режиссер указывает на зло, таившееся в каждом человеке. Примечательно, куклы Грегора зритель не почти не видит — лишь его светлую, обнаженную душу.
Композиция представления являет собой переход от эпизода к эпизоду, в каждом из которых состояние Грегора и отношение его семьи ухудшаются. Режиссёрский ход, при котором превращение Грегора происходит постепенно, показался мне идеальным. В отличие от книги, где превращение происходит единовременно, и мы наблюдаем именно рефлексию главного героя, постепенное обращение Грегора в спектакле наталкивает зрителей на мысль — что же именно происходит и чем вызвано? Легко связать это с холодным отношением семьи — ведь даже в начале произведения, где мы наблюдали радостное рождество в семейном кругу — Грегор так же был не слышим.
Для меня самой главной и запоминающейся сценой спектакля стала сцена уборки, где мы наблюдаем вторую «живую» роль. Роль служанки сыграла Юлия Гореванова, удивительной экспрессии человек. Как мне показалось, именно роль служанки показывает настоящее отношение общества к недееспособным людям, по задумке Александра Борока. Её отношение к Грегору проходит несколько стадий — замешательство, жалось и отвращение. Тот факт, что роль служанки играет человек, указывает, что ее образ — нечто большее, чем кукольные персонажи, так же как и душа Грегора.
Спектакль, как я уже отметила ранее, показался мне странным. Я не могу сказать, что полностью принимаю трактовку режиссера. Тем не менее спектакль мне понравился. Атмосфера, работа с музыкой и светом, а также восхитительная актёрская игра подарили мне ощущение погружения в атмосферу созданного художественного мира. Думаю, если бы я была учителем, я бы точно ознакомила своих учеников с этой постановкой.
Адрианов Иван, 3 курс исторического факультета
Недавно в Пермском театре кукол показывали ожидаемую постановку — спектакль «Превращение» по мотивам одноименной новеллы Франца Кафки. Режиссер-постановщик Александр Борок считает, что ужасно не превращение Грегора в жука, а то, как изменилось отношение его близких к герою.
«Превращение» в театре кукол — совсем не детский спектакль. Зрители, входящие в затемненный зал, видят на сцене что-то, напоминающее человеческое тело, накрытое простыней. Единственное действующее лицо не кукла — душа самого Грегора, в бессилии наблюдающая за происходящим со стороны. Сами же куклы, особенно в руках без сомнения талантливых актеров — великолепны. Куклы самого Грегора, как видом, так и поведением отлично отображают характер и масштабы происходящих перемен. Причем не только перемен физических — происходящих с самим героем, но и перемен моральных, полностью овладевших умами семейства. Персонажи очень мало говорят, все больше повторяют одни и те же фразы с меняющимися интонациями — от совершенно нормальных, к жутким, зловещим и даже не вполне человеческим. Слова, редки и пронзительны, а монолог отца семейства о деньгах, в котором он упоминает Грегора всего 1 раз и то вскользь, хотя тот находится рядом поражает своей бесчеловечностью, впрочем, как и все другие слова, сказанные в данной постановке — кроме вступительной рождественской сцены.
Все вышеперечисленное выстраивает довольно-таки гнетущую атмосферу зрительского зала, свет хорошо подчеркивает ключевые места сцены, заботливо избегая мест, в которых как тени прячутся кукловоды. Музыкальное оформление отлично передает настрой мятущейся души главного героя, и вводит зрителей в напряжение, когда это нужно.
Сама идея же, воплощенная постановщиком на сцене, сочетает в себе как психолого-социологические моменты, так и политические. Нежданно-негаданно на сцене, в перерывах между мучениями Грегора появляется неизвестный поначалу художник, испытывающий, как и главный герой, нешуточные душевные переживания. Появляясь на сцене каждый раз после Грегора, он испытывает, без сомнения те же эмоции — разочарование в людях, свою ненужность и беспомощность перед лицом общества. Его появления гармонично дополняют эмоции и чувства главного героя, однако финал их историй, поначалу так похожих кардинально разнится: с ужасом зритель понимает, что художник — это Адольф Гитлер, и если Грегор под напором чудовищ, когда-то бывших его семьей просто ломается, то Гитлер становится еще более ужасным чудовищем и злодеем чем любой из тех, кто мог бы породить в нем эти чувства. Этим приемом режиссер поднимает, также, и философский вопрос: что же больше является превращением, превращение никак не поменявшегося духом Грегора в насекомое или же никак не поменявшихся телом, но ставших чудовищами членов его семьи? «Превращение в жука, несомненно, и есть основная глобальная метафора, за которой может скрываться всё, что угодно: сын мог внезапно получить инвалидность, у него могла выявиться неизлечимая болезнь, могла произойти внезапная смена его социального статуса», — говорит Александр Борок. — И вот здесь как раз и происходит истинное «превращение» — это не герой меняется, а меняются в своем отношении к нему члены его семьи».
Именно поэтому спектакль начинается с рождества и библейской истории этого праздника. Грегор заново рождается, после превращения он не лучше и не хуже, а просто другой.
Федосеев Максим, 3 курс филологического факультета
Данный спектакль поставлен по повести Франца Кафки «Превращение», которое было написано еще в 1912 г., но все еще является актуальным по содержанию и смыслу для нынешнего времени. Режиссер спектакля — Александр Владимирович Борок, заслуженный артист РФ, с первых мгновений смог передать на сцене атмосферу неуютного, мрачного, бедного пространства.
Сюжет повести заключается в том, что главный герой Грегор Замза, простой коммивояжёр, проснувшись утром, обнаруживает, что превратился в огромное мерзкое насекомое. Читатель, как и герои рассказа, просто поставлен перед фактом — превращение свершилось. Герой созраняет здравый ум и осознает происходящее. Узнав о его превращении, семья Грегора приходит в ужас: отец загоняет его в комнату, там его оставляют на все время, лишь сестра изредка приходит его покормить. В тяжелых телесных и душевных муках Грегор проводит время в комнате. Главный герой чувствует себя виноватым, ведь он был единственным, кто приносил доход в семью. Вначале сестра проявляет к нему жалость и понимание, но позже она теряет остатки чувств к брату, так как они стали жить впроголодь. Вскоре Грегор умирает. Рассказ завершается сценой жизнерадостной прогулки семьи, предавшей Грегора забвению.
Спектакль полностью передает весь сюжет произведения, весь тот смысл, который хотел донести Франц Кафка до читателей. Эмоции от увиденной постановки были смешанные. Понимая сюжет и суть произведения, возникает чувство жалости к главному герою, в душе появляется грусть из-за всей несправедливости, с которой члены семьи относятся к Грегору. Но в то же время появляется приятное чувство от увиденного. Актеры играли свою роль великолепно, передавая движениями тела, мимикой, а главное — голосом характеры персонажей, их чувства и переживания. Декорации и куклы заслуживают отдельной похвалы. Постановка декораций, их изменение, изменение кукол — все несет за собой большой смысл. Приходилось всматриваться и искать эти изменения. Любая деталь в этом спектакле скрывала за собой большой смысл, что только добавляло интереса к просмотру.
Исходя из этого, я хотел бы посоветовать всем интересующимся театральным искусством посмотреть данный спектакль. Знаю, что есть мнение, что кукольный театр предназначен только для детей. Но не в этом случае. От увиденного у вас могут пойти мурашки по телу. При просмотре нужно много думать, осмысливать увиденное. Поэтому этот спектакль не предназначен для детей, а только для взрослых.
Ханова Лилиана, 3 курс исторического факультета
«Превращение» по одноименной новелле Ф. Кафки под режиссерством Александра Борока собирает зрителей в малом зале Пермского театра кукол с 28 июля 2017 года. Пьеса предлагается для просмотра людям с 16 лет. С первых минут мастерство режиссера Александра Борока и художника Виктора Никоненко создают на сцене атмосферу неуютного, бедного пространства. Образ дополняет музыка Андрея Заноги: звуки рояля капают с методичностью китайской пытки каплей воды. Даже зритель, не читавший рассказа Франца Кафки, знает, что будет дальше — главный герой превращается в насекомое.
Постановщики описывают обстановку и второстепенных персонажей даже более подробно, чем главного героя. В спектакле используются различные куклы. В «живом плане» остался только один персонаж, которого сыграл Владимир Пенягин. Это Грегор Замза, а точнее его душа, которая внезапно пробуждается вне тела. В следующем воспоминании душа наблюдает за событиями последних нескольких месяцев, от начала трансформации до смерти. Очень подробно обыгрывается ситуация в семье светом на сцене: он очень мрачный, как будто сам становишься частью семейного конфликта.
«Превращение» — постановка, в которой с самого начала развивается интересная сюжетная линия. Главный герой Грегор просто просыпается утром и обнаруживает, что он превратился в насекомое с лапами, чешуей, панцирной спиной. И приходится Грегору смириться с такой ситуацией и приспосабливаться заново к условиям жизни: нелегко переворачиваться со спины на лапки, трудно преодолеть расстояние до кухни от спальни, а уж управлять свободно и правильно своим телом Грегору зачастую не под силу совершенно. И так продолжается до тех пор, пока Грегор не начинает понимать, как же давили на него в человеческой жизни все требования и обязательства, а насекомое свободно от норм морали и требований, обязанностей и сроков. Семья Грегора в скором времени начинает его ненавидеть и считать обузой. Но в этой пьесе будет как минимум два перевоплощения. Физическое: сам Грегор Замза превращается в насекомое без видимой причины и против своей воли. И ментальное: близкие несчастного — его сестра Грета, бабушка и дедушка — сохраняя свой антропоморфный облик, изменяются духовно.
Пьеса пронзительна и очень печальна. По мере того, как разворачивается сюжет, практически лишённый каких-либо «внешних» событий, но насыщенный внутренними монологами и мыслями героя — чувствуешь всё большую, до слёз, жалость к маленькому человеку, которого оставили даже самые близкие люди. Возможно, именно это равнодушие родных Грегора и есть причина его превращения, между событиями порой существует множество невидимых и трудных для понимания связей.
Также нам показывают человека, некого «прохожего». Он как будто во время всего действия пытается нарушить празднование Рождества, с которого и начались действия на сцене. Но нам его не показывают с самого начала, ассоциации с личностью проскользнули лишь в конце, в машине, после смерти главного героя. Он читает газету 1912 года, в которой написано о крушении Титаника, а убрав листы он претерпевает превращение в Гитлера.
В финале спектакля можно проглядеть и позитивную ноту, рассматривая молодость и надежды сестры Грегора как жизнеутверждающий шаг к чему-то новому, хорошему. Однако можно обнаружить здесь и совсем иное: человек приходит в этот мир один и уходит из него один. Грегор Замза, скромный, добрый молодой человек, тоже когда-то был похож на свою сестру — но ни скромность, ни доброта не спасли его от одиночества и смерти. И потому за показом беззаботной прогулки семьи, только что потерявшей сына, проступает нечто зловещее.
Вот такое произведение, в котором на простом сюжете Кафка показал, что есть человек на самом деле. Удивительно философская вещь. Франц Кафка в своей новелле «Превращение» затронул проблемы самоотверженности, трудоголизма, семейных отношений. Показал что из-за материальных трудностей человек может и вовсе потерять гуманность.
Пестрякова Любовь, 3 курс факультета иностранных языков
Взрослый, серьезный, напряженный, пессимистичный, отталкивающий. Так можно описать спектакль «Превращение» режиссера Александра Борока, который мне удалось посетить в Пермском театре кукол. Спектакль поставлен по мотивам произведения Франца Кафки «Превращение», где главный герой Грегор однажды проснувшись утром, обнаруживает, что он больше не человек, а мелкое существо, напоминающее насекомое, но сохранившее человеческий рассудок. Оставшись одиноким, отверженным близкими людьми, Грегор умирает, спасая семью от дискомфорта.
С первых секунд спектакль заставляет зрителя погрузиться в напряженную и очень острую атмосферу сценического действия еще с момента входа в зрительный зал, как бы делая тебя соучастником, наблюдателем процесса. Граница между зрителем и актерами очень условна и, можно сказать, стерта. Занавес отсутствует, поэтому декорации, явно напоминающие два трупа, уже создают определенную атмосферу. Спектакль начинается резко и неожиданно, что заставляет тебя мгновенно сконцентрироваться и фокусирует твое внимание на действии. Режиссер будто намерено сбивает зрителя с толку, поскольку спектакль начинается как драматический, а куклы появляются на сцене постепенно.
Роль души Грегора исполняет Владимир Пенягин, в то время как роль Грегора отдана кукле, что является прекрасным режиссерским ходом и оксюмороном одновременно. Минимализм в декорациях и в освещении позволяет разглядеть мельчайшие жесты, движения, эмоции персонажей. Точно выстроенный темпоритм спектакля словно диаграмма сердцебиения, которая держит тебя в напряжении от начала до конца. Актеры разворачивают действие на трупе, прикрытом белой тканью, стирая для нас грань нормы и морали, заставляя задуматься о ценности жизни одного человека и о том, что на самом деле после твоей смерти ничего не изменится, и мир будет существовать дальше.
Александр Борок очень точно вскрывает не только проблему ненужности и ничтожности, но и политическую тему. Когда государство определяет за тебя уровень твоей полезности для общества. Когда оно манипулирует тобой как актеры куклами, и ты словно заперт в аквариуме, где у тебя нет права голоса и возможности выбраться. Все действие — это необратимый процесс гибели, который ничто не может остановить. Это отсылает нас к канонам жанра трагедии, где главный герой так же обречен на смерть. Оставляет ли нам режиссер ответ, что с этим делать? Боюсь, что нет. Каждому из нас самому предстоит найти ответ на этот нелегкий вопрос.
Произведение Кафки, которому больше ста лет очень точно попадает в проблематику сегодняшнего дня. Режиссер сумел подобрать верный ключ для нового прочтения этого произведения. «Превращение» оставляет послевкусие одиночества и тревоги. Единственное желание, возникающее после спектакля — это желание вернуться домой и обнять близких.
Полушкина Елизавета, 3 курс исторического факультета
Режиссер спектакля «Превращение» — Александр Борок сразу показывает мрачную обстановку на сцене. Музыка Андрея Заноги также создает угнетающее впечатление, но тем не менее она очень органична в данном спектакле, создает у зрителя чувство тревоги. По сюжету главный герой превращается в насекомое. В этом спектакле можно наблюдать не одно превращение, а два: Грегор Замза против собственной воли становится жуком, причем превращается постепенно, а также родственники героя — его сестра Грета и родители — сохранив человеческий облик, изменятся духовно.
Хотелось отдельно отметить кукол, которых использовали в данном спектакле. Все куклы — некрасивые сутулые карлики, что сразу создает отталкивающее чувство и показывает их неприглядную роль в данном спектакле. Они хоть и остаются в человеческом облике, но у них он тоже не особо приятен, как и насекомое, в которое превращается главный герой. Только один персонаж в исполнении Владимира Пенягина остается в «живом плане» — душа Грегора Замзы, которая внезапно проснулась вне тела. Душа будет наблюдать за событиями, которые разворачиваются на сцене: от начала превращения до смерти. Ближе к концу появится еще один персонаж в «живом плане» — служанка, роль которой исполнила Юлия Гореванова. Она появляется в таком облике, потому что у нее осталось что-то человеческое.
На самом деле ужасно не превращение Грегора в жука, а то, как изменилось отношение его близких к герою. Именно поэтому спектакль начинается с рождества и библейской истории этого праздника. Грегор заново рождается, после превращения не лучше и не хуже — он другой. Этот спектакль — хоть за основу и взята новелла Кафки, но постановщики добавили много сюрпризов. Режиссер по-своему интерпретирует смысл произведения, вводит новых персонажей и обращается к эпохе, в которую было написано «Превращение».
Декорации весь спектакль стоят на саване, который лежит на каталке. Под саваном находится труп Грегора Замзы, то есть с самого начала действие происходит на мертвом теле, что означает цивилизацию, которая созревает на трупах. В спектакле показано превращение не отдельно взятого индивида, а мира в целом, виной тому различные революции, войны и т.д. Комната Грегора — с прозрачными стенами. Прозрачные стены — это ни что иное как окно, через которое персонаж наблюдает за жизнью своих родственников, при этом они его не видят, т.к. не хотят этого.
Актеры сначала появляются в черных одеяниях, шляпах и масках, в конце спектакля они их снимают, тем самым показывая, что все маски сорваны, теперь становится понятно, что из себя представляют герои этого спектакля. Грегор умирает от того, что его затравили близкие ему люди. Спектакль довольно монотонный: после рождественского рассказа герои за все время спектакля произносят всего несколько фраз; двигаются куклы медленно и неестественно. Спектакль довольно трудно смотреть неподготовленному человеку.
На протяжении всего действия на сцене появляется безымянный персонаж — некто в пальто и шляпе, как выясняется со временем, художник. В финале спектакля он читает газету 1912 года с новостью о крушении «Титаника» на первой полосе, а затем появляется в доме семьи Замза, катает на автомобиле родственников уже погибшего Грегора и тоже претерпевает превращение — становится понятно, что это Гитлер.
Спектакль в Театре кукол был впервые поставлен в 2017 году. По этому произведению была постановка в 2013 году в театре «У Моста», но потом ее сняли с репертуара. Считается, что театр кукол — детский театр, но спектакль «Превращение» — репертуар для взрослых. Детям будет сложно понять смысл постановки, так как многие взрослые до конца не разобрались с тем, что хотел сказать режиссер.
Немцева Дарья, 3 курс исторического факультета
Режиссер Александр Борок и художник Виктор Никоненко с первых мгновений создают на сцене атмосферу неуютного, бедного пространства. Картину дополняет музыка Андрея Заноги: звуки фортепиано накрапывают с методичностью китайской пытки каплей воды. Даже не читавший новеллу Франца Кафки зритель знает, что будет дальше — главный герой превратится в жука. Но в этом спектакле произойдет как минимум два превращения. Физическое: коммивояжер Грегор Замза ни с того ни с сего и против собственной воли поменяет человеческую оболочку на панцирь насекомого. И ментальное: близкие люди несчастного — его сестра Грета и пожилые родители — сохранив антропоморфную форму, изменятся духовно.
Стоит немного рассказать о произведении. Повесть «Превращение» написана чешским писателем Францем Кафкой 1912 году и опубликована в 1915. Повесть не привлекла внимания современников (да и в целом творчество Кафки нашло своего читателя только после его смерти, во время жизни писатель практически не был известен). Однако, уже к середине двадцатого века «Превращение» обрело не только читателя, но и зрителя, поскольку в 1950-х была снята первая экранизация. Сейчас повесть имеет 4 экранизации, а споры по поводу её содержания до сих пор ведутся в кругах литературоведов и критиков.
В основе сюжета «Превращения» гротескная и абсурдная история простого коммивояжера Грегора Замзы, который в один прекрасный день проснулся огромным насекомым. Читателю, как и самому Грегору, неизвестны обстоятельства и причины данных метаморфоз. Да и вообще, отстранённость писателя от происходящего, то, что автор просто рассказывает историю, не выражая своего мнения и не описывая мелочей — отличительная черта не только «Превращения», но и многих произведений Франца Кафки. Герой сохраняет разум и здравомыслие, однако не может говорить, а поначалу и вовсе совладать со своим новым телом. Семья главного героя от такого превращения приходит в ужас. Если не вдаваться в подробности сюжета, то вскоре, заразившись от гнилого яблока, кинутого в него отцом, Грегор умирает, чему радуется его семья, наконец начиная жить нормальной жизнью.
Но все выводы, касательно произошедшего, делает сам читатель, Кафка же стоит в стороне, он — простой рассказчик, который передал нам историю и молча ушел, оставив читателя в атмосфере безысходности и непонимания. Читатель, пытаясь разобраться, что же такое он только что прочёл, встаёт перед сложными вопросами: «А кто же не прав в данной ситуации? Так ли близки мне люди, которых я называю своей семьей? Кто же по-настоящему «превратился» в данной ситуации?». Найти эти ответы в тексте невозможно, поскольку они лежат в плоскости взглядов самого читателя и его моральных установок. Этим воспользовались и в постановке.
Данная постановка в исполнении театра кукол вызвала у меня культурный восторг. Интерес появляется сразу после того, как ты заходишь в темный зал, освещенный красным светом, на сцене секционные столы с двумя телами как кажется на первый взгляд, ты садишься в ожидании “а что же будет дальше?”.
Техническое оснащение постановки на высоте. Светоэффекты сопровождающие постановку создавали нагнетающую, немного жуткую, но в то же время глубокую, заставляющую задуматься, атмосферу. Музыка настолько точно подобрана, что не отвлекает от просмотра, а дополняет общую картину. В данном спектакле свет и музыка является неотъемлемой частью, отчасти создавая его сюжет, передавая чувства, мысли, обстановку. Так же присутствовали другие эффекты: дымовая пушка, сжигание ели на сцене, да и само расположение сцены близкое к зрительскому залу, дает впечатление будто ты сам там, внутри этой истории.
Сюжет, смысл и то как его попытались до нас донести. На сцене развернулись две сюжетные линии про семью Замза и художника, которого до конца спектакля мы не узнаем. Одним из живых актером является душа Замзы, который с нами наблюдает эту картину и как-то пытается помочь, но его никто не видит и не слышит. И сама задумка того, что действия происходят на трупе Грегора Замзы имеет глубокий смысл. И то что при смене сюжетных линий передний план менялся и твоё внимание полностью отдавалось конкретной сцене. Не могу не упомянуть и гигантского таракана, эта большая кукла насекомого вызвала у меня после просмотра не страх, а сострадание. Ну и эта большая мысль спрятанная в спектакле и раскрытая под конец, вторая линия про художника и его неудачные картины, коим являлся Адольф Гитлер. И этот вопрос, который остается у тебя в голове и после просмотра “во что превращаются люди”. Этот спектакль заставил меня задуматься, ещё когда я сидела в зале и долго не отпускал.
Булатова Анна, 3 курс филологического факультета
Спектакль «Превращение» поставлен по мотивам одноименной новеллы Франца Кафки. Произведение написано в 1912 году, главный герой — Грегор Замза, однажды проснувшись утром, обнаруживает, что превратился в огромное мерзкое насекомое. Но персонаж сохраняет рассудок и осознает происходящее. Узнав о его превращении, семья приходит в ужас, близкие отстраняются от Грегора. В тяжелых душевных и физических муках герой проводит все время в комнате. Он был единственным серьёзным источником дохода в семье, теперь его родные должны позаботиться об этом сами.
Вначале сестра проявляет к нему жалость и понимание, но позже, когда семья уже живёт впроголодь и вынуждена пустить квартирантов, она теряет остатки чувств к насекомому. Вскоре Грегор умирает, заразившись от гнилого яблока, застрявшего в одном из его сочленений. Рассказ завершается сценой жизнерадостной прогулки семьи, предавшей Грегора забвению.
«Превращение» — в кукольном театре далеко не детский спектакль. Заходя в темный зал, зритель до начала спектакля ощущает атмосферу происходящего. Занавес открыт, на сцене два тела в саване, невольно становишься участником церемонии похорон. Одно из тел — душа Грегора, живой актер, наблюдающий со стороны, переживающий, пытающийся помочь, достучаться; другое – кукла в человеческий рост. Именно на ней разворачивается все действие спектакля: на неровной поверхности тела выстраивается обстановка дома героев и постепенно появляющиеся прозрачные стены комнаты Грегора — клетка с «видом» на происходящее.
Тело Грегора Замзы претерпевает изменения, которых боится герой. Он рассчитывает на сочувствие, ищет поддержки в лицах родных, старается докричаться до окружающих. Очень сложная кукла, которой управляют несколько человек, передает все мучения превращающегося тела, к которому необходимо приноровиться. Конечно, родственники в замешательстве, не понимают, как обращаться с существом, которое живет в их квартире. Если мама пытается встать на защиту: «это же наш сын», то отец готов прихлопнуть чудовище стулом. Семья не радует героя вниманием: запирает в комнате, с боязнью оставляет еду на полу в железной чашке. Возможно, если бы близкие приняли беду Грегора, помогли бы ему справится с ней, герой бы и не превратился в ужасное насекомое.
Следует отметить, что все куклы сложно сконструированы, очень несимпатичны, все с одинаковым вытянутым лицом. Как говорил режиссер после спектакля, лица кукол-героев очень похожи, одинаковые даже, каждый из них мог превратиться, не обязательно Грегор. Родные Грегора — карлики с опускающейся в течение спектакля головой, чем больше превращался главный герой, тем страшнее становились другие персонажи. И еще вопрос, кто в конце из них бо́льшее чудовище.
Одно из теплых впечатлений оставил живой актер, Владимир Пенягин, олицетворяющий душу Грегора. Он то самое человеческое начало, запертое в теле насекомого, герой, который передает настоящие ощущения Грегора, остававшийся никем не замеченным, но кричащий громче всех, чтобы Грегора поняли. Роль невероятно трогательная. Весь спектакль наполнен искусственностью: движения кукол замедленные, за все время спектакля звучит несколько человеческих реплик. И только душа Грегора наполняет действие жизнью. На актера хочется смотреть, хочется сопериживать ему, вместе с ним хочется помочь Грегору.
Спектакль не состоялся бы без музыкального сопровождения, специально написанного композитором Андреем Заногой. Музыка здесь настоящее действующее лицо, она пронизывает, нагнетает, звучит очень громко, проходя сквозь зрителя. Александр Борок, режиссер-постановщик, увязал мрачную фантазию Франца Кафки, написанную в 1912 году, с гибелью «Титаника», случившейся тогда же. По мнению постановщика, именно в те годы в Европе зрело нечто, приведшее к Первой мировой войне, пройдя которую малоодарённый художник Адольф Шикльгрубер превратился в людоеда, который, в свою очередь, других людей стал превращать в людоедов.
Для зрителей, которые плохо считывают намёки и метафоры, художественный руководитель театра Дмитрий Вихрецкий лично выходит перед каждым спектаклем, чтобы эту связь событий разъяснить. «Превращение» — спектакль, после которого вопросов остается больше, чем ответов. Выходишь из зала с неоднозначными впечатлениями. Рекомендовала бы я его для просмотра школьниками? Учащимся 10-11 классов, может быть. Спектакль непростой, совсем не детский, тяжелый для восприятия, но точно не бесполезный.