«Куклы открывают дверь в другую реальность»: Интервью с актрисой Натальей Аникиной

12 декабря актрисе-кукловоду Наталии Аникиной исполняется 55 лет, больше тридцати из которых она отдала Пермскому театру кукол. Поговорили с Наталией о детских мечтах, выборе профессии и работе в «живом плане».

О детстве

Мои родители были простыми людьми, не связанными с искусством: папа работал электриком на заводе, мама — сестрой милосердия в медицинском учреждении. Но творческая жилка — это у меня семейное: мама чудесно пела, а дедушку за мощный голос даже называли Шаляпиным. Помню, мы с мамой часто вступали на каких-нибудь праздниках, а окружающие говорили: «Ну, две артистки!». Наверное, с тех пор у меня зародилась мечта стать актрисой.


Наталия Аникина со родителями

О выборе профессии

В разные периоды жизни я хотела быть и воспитателем в детском саду, и стюардессой. А однажды чуть не стала… закройщицей обуви! В театральное училище я не поступила с первого раза, пришлось срочно подыскивать другой вариант. Выбор пал на закройщика обуви, ведь там платили хорошую стипендию, да и профессия казалась необычной. Мне безумно понравилось шить строчки, ощущать запах кожи, мастерить что-то своими руками, но мечта об актёрской профессии не оставляла. Тогда я пошла в нижегородское театральное училище вольным слушателем. На заводе очень не хотели меня отпускать — такой ценный кадр! Но я была непреклонна. Когда на занятиях что-то не удавалось, руководительница курса Рузанна Вандиковна Бунатян спрашивала: «Наташ, может быть, всё же обувь шить?». Это было строго, но справедливо. Если я выбрала этот путь, то не должна отступать ни перед какими сложностями.

О реакции родителей

Когда мама узнала, что я бросила профессию закройщицы и пошла в актрисы, то очень переживала. Она не противилась моему выбору, ведь видела, как сильно я хочу этого достичь. Тогда я не до конца понимала, чего ей стоила такая родительская мудрость, но до сих пор благодарна за возможность выбора и свободу действий.

О наставниках в профессии

Всю жизнь мне попадались очень грамотные педагоги. Например, Рузанна Вандиковна — она буквально ковала из меня актрису: часто делала замечания, а хвалила очень сдержано. Мы виделись с ней, когда я приезжала в Нижний Новгород и она призналась: «Наташа, прости, что была с тобой строга, но иначе было нельзя». Я её понимаю, без этой закалки не получилось бы меня сегодняшней.


Выпускной в Нижегородском театральном училище (1991 г.)

О выборе театра, который полюбила на всю жизнь

На выпускные спектакли в училище пригасили несколько директоров и режиссёров театров по всей стране. Меня выбрали в несколько городов, но приглашение Виллиса Арвидовича Руллиса, тогдашнего руководителя Пермского театра кукол, стало судьбоносным. Он выглядел очень живым, подвижным, вдохновленным своим делом. А ещё сразу предложил мне сразу две роли в репертуаре. Как тут было устоять? Долго я не раздумывала: Пермь — и всё! Я появилась на свет в Нижнем Новгороде, но влюблена в Пермь, считаю её своим вторым родным городом. Театр здесь — бесконечно любимый, настоящий, многотрудный, прекрасный. Вся моя жизнь связана с ним!

О куклах, которые задают тон

Каждый спектакль — вызов, интрига, подчас испытание. Взять хотя бы куклу: ты представлял её так, а художник увидел героя иначе. Тогда приходится разгадывать этот ребус: а почему именно так? А какая черта характера здесь проявляется? А как мне может это помочь? Когда куклой управляют сразу несколько человек, тогда нужно не просто «разгадывать» куклу, но создавать актёрский ансамбль с напарником, добиваться синхронности, одного дыхания на двоих. Важно доверять друг другу: за кулисами может быть всё что угодно, но ваша цель здесь и сейчас — вдохнуть в куклу жизнь.


Елена Хазанова, Сергей Гапоненко, Наталия Аникина и Андрей Долгих в спектакле «Принцесса на горошине» (реж. Н. Гапоненко)

О притягательности театра кукол

Когда я училась в школе, мы с классом часто ходили в театр. Мне очень нравились драматические спектакли, но куклы открывали дверь в совершенно другую реальность. Это же самая настоящая магия, фокус, который ты не можешь разгадать. Куклы сами двигаются, говорят, чувствуют, живут! Времена меняются, театр кукол меняется, возникают новые способы выразительности, артисты всё чаще выходят на сцену в «живом плане», но я до сих пор больше всего люблю классические ширмовые спектакли. Это основа для кукольников.

О сложностях работы в «живом плане»

Для меня профессия кукольника — одно из самых высоких призваний. Ты должен уметь и обращаться с куклой, и играть драматическую роль. Но для меня выходить из тени ширмы было волнительно и непривычно. Например, роль Тирании в «Волшебном напитке», где нужно петь, танцевать и играть в «живом плане», далась мне крайне непросто. Понадобилось множество репетиций, чтобы перестроиться, но я очень благодарная этому опыту за открытие новых горизонтов!


Наталия Аникина в роли Тирании в спектакле «Волшебный напиток» (реж. Д. Вихрецкий)

О выгорании

Существует эмоциональное выгорание, когда становишься нечувствителен к тому, что делаешь, но мне оно незнакомо. Я очень эмоциональный человек — иногда даже приходиться себя останавливать, но без этой черты, возможно, я бы не стала актрисой.

О любимых ролях

Каждую свою роль я могу назвать любимой, ведь вкладываю в героев частичку своей души. Например, Бьянка из «Принцесса и Эхо» в процессе действия из инфантильной принцессы превращается в сильного человека, Красная шапочка раскрывается как многогранная личность, а Ниф-Ниф из спектакля «Три поросёнка» предстаёт непосредственным, ребячливым и озорным. Это же всё обо мне!


Наталия Аникина с куклой из спектакля «Ах, Красная Шапочка!» (реж. В. Дерягин)

О хобби

Часто я нахожу что-то общее со своими героями. Например, я, как мама из «Цветика-семицветика», очень люблю дизайн: все эти рюшечки, бантики, вазочки. Обожаю мастерить подставки, шкатулки, картины, аппликации. А ещё дома у меня около ста разных шарфов. Например, когда мы были на гастролях в Дании, я привезла прекрасный экземпляр, а по приезде домой купила гобелен и сама сделала шарф. Одно из самых серьёзных увлечений — это путешествия. Вы удивитесь, но несмотря на разные языки, цвета кожи и культуру, люди в разных странах невероятно похожи!

Роли, которые хотела бы сыграть

У меня есть давняя мечта — роль мамы Умки. Даже когда случайно вижу этот трогательный мультфильм по телевизору, представляю, какую бы оценку сделала здесь, какую интонацию «включила» бы там. А ещё мне бы хотелось сыграть в спектаклях «Кроша Енот» или «Мама для Мамонтёнка». Думаю, зрителям нужны такие добрые и трогательные постановки.

О самых высоких наградах

Награды — это то, от чего получаешь множество впечатлений, но каждый «рядовой» спектакль мы играем не для критиков, а для детей и родителей. Конечно, мнение профессионалов очень важно, это расширяет твой актёрский диапазон. Но если зрителям нравится, если они принимают — это самая высокая награда.

Беседовала Дарья Лепёнышева

Вернуться к списку новостей