12 ноября в Пермском театре кукол прошел бенефис Игоря Тернавского «Ещё не вечер». Художественный руководитель театра, которому недавно исполнилось 70 лет, собрал полный зал.
70 лет - это много для двадцатилетних, порядочно - для сорокалетних и ерунда для тех, кому перевалило за 60. Поэтому в памяти осталось все. Впрочем, кое-что выветрилось. Игорь Нисонович честно признался, что помнит только по рассказам старших о том, что якобы в детсадовском возрасте пистолетным перестрелкам предпочитал создание во дворе собственных инсценировок басен Крылова. Позднее, на отдыхе в Прибалтике после самодеятельного концерта его родителей разыскал всемирно известный бас Иван Петров и заявил, что они совершат преступление, если не будут учить сына пению. С пением не получилось. В период мутации, будущий Карузо сорвал голос. Так сам собой совершился переход к другим видам сценического искусства.
Обо всем этом, а также о том, что происходило дальше, во время службы в армии, учебы в Пермском политехническом, поведал бенефициант и пригласил на сцену пермского мага и чародея Владимира Данилина. Владимир Данилин, на удивление, ничуть не уступил мастеру художественного слова в его жанре и рассказал анекдот о слесаре-лекальщике. Затем вернулся в свой жанр и привел публику в радостное изумление фокусом с тремя веревочками. При этом детская часть публики следила за повторением номера, усложненного участием девушки из публики, глазами размером с чайные чашки.
К тому веремени Тернавский успел переоблачиться в шкуру волка и предоставил возможность публике сопереживать судьбе старого Акелы, который промахнулся.
Надо отметить, почему-то никому не приходил в голову вопрос, почему Маугли не взрослеет, а ведь спектакль идет на сцене Пермского кукольного уже около десятка лет. Раскрыл тайну бенефициант. Оказалось, он обнаружил неисчерпаемый источник юных Маугли здесь, в Перми. Ими снабжает театр Пермская хоровая капелла мальчиков. Она и заняла заслуженное место на сцене сразу послей отрывка из спектакля.
Еще один слой воспоминаний, каковые автор легкомысленно обозвал байками.
О КВН. За поездку в Москву в Перми в шестидесятые годы бились две команды - студенческая и рабочая. Но из Москвы уже поступило указание: послать рабочую команду. И студентов тупо засудили.
О студенческом театре эстрадных миниатюр. Секретарем парткома политеха был доцент (Тернавский не назвал фамилию), ныне уже профессор. Тот говорил так: «Читаешь сценарий - вроде все нормально. А посмотришь на сцене - антисоветчина!»
Затем был рассказ о театре-студии «Арлекин», о Пермском цирке. Надо отметить, где бы ни работал Тернавский, всюду вступал в конфликт с партийными структурами. Он до сих пор удивляется тупости тех, кто хранил и берег неприкосновенность партийных идеологических идеалов.
- Мне до сих пор это непонятно. Я не диссидент. Я вступил в партию 19-ти лет в армии и свято во все верил. Я так был воспитан. Папа и мама у меня были крепкие партийцы. Потом, в перестроечные времена я с большим трудом воспринимал все то, что сейчас каждому очевидно. Но всю жизнь партийные органы из меня делали диссидента.
Рассказы о жизни перемежались поздравительными выступлениями близких автору и театру художественных коллективов, сценами из спектакля «Король Лир» с Тернавским в главной роли...
- В заключение я хочу рассказать об уроке на всю жизнь, который мне дал старик-Херц, немец, силовой жонглер, говорит И. Тернавский. - Я тогда работал с его сыном Александром над номером «Полет факелов», с которым они потом объездили полмира. Чем отличется пантера от котенка, спросил он. Тем что голодный котенок без толку суетится, мяукает, прыгает. А пантера (у нее, может быть желудок к позвоночнику присох) сидит и ждет момента, чтобы совершить прыжок. Один прыжок, но результативный. Вот и ты - не суетись и не прыгай попусту.
А еще у меня есть любимая молитва, - продолжил Игорь Нисонович. - Я поздновато пришел в религию, может быть, не слишком часто хожу молиться. Но любимая молитва у меня есть. Вот она. «Боже, дай мне силы сделать то, что я хочу. И, Боже, дай мне разум, чтобы понять, что я могу...»
Три часа пролетели незаметно. И у зрителя осталось легкое сожаление, что вечер заканчивается. И это, пожалуй, красноречивее всего говорит о мастерстве - режиссера, актера. И о масштабе личности человека.
Послужной список Игоря Тернавского:
Тернавский Игорь Нисонович - известный деятель культуры Перми. Организатор и руководитель театра-студии «Арлекин», Нового молодежного театра, Контрактного театра комедии. Воспитатель целой плеяды деятелей культуры и искусства Прикамья.
В течение 20 лет (с 1975 по 1993 годы) - главный режиссер Пермского и Краснодарского цирков, создатель и художественный руководитель Краснодарского филиала Всесоюзной дирекции номеров, аттракционов и программ. За это время им было создано более 30 номеров, аттракционов, программ и спектаклей. Среди них известные произведения циркового искусства (аттракционы «Горская легенда», народного артиста РФ, лауреата государственной премии России Тамерлана Нугзарова, «Полет факелов», заслуженного артиста России Александра Херца, «В мире животных», народного артиста России Юрия Дурова, «Медвежий бенефис», заслуженного артиста России Геннадия Минасова).
Режиссер-постановщик Игорь Тернавский подготовил более 10 программ зарубежных гастролей Советского цирка (Австралия и Новая Зеландия, Бельгия, Мексика, Греция, Болгария, Аргентина, Куба и другие).
С 1995 года Игорь Тернавский возглавляет Пермский государственный театр кукол. Является создателем известных, оригинальных спектаклей последнего десятилетия: «Маугли» (по Р. Киплингу), «Колобок» (по русской-народной сказке), «Король Лир» (по В. Шекспиру). Известны и любимы зрителем разноплановые актерские работы Тернавского.
Игорь Тернавский - лауреат Всесоюзного конкурса циркового искусства, областной премии в сфере культуры и искусства, обладатель театральной премии «За честь и достоинство» Союза театральных деятелей Пермского края.
В 2005 году Игорь Тернавский занесен в энциклопедию «Лучшие люди России».
Источник: permnew.ru