История театра

Пермский театр кукол. История театра.

Пермский театр кукол был создан в 1937-м году. Он начал свою сценическую жизнь подобно знаменитому театру С.В. Образцова — на основе небольшой труппы, и со сказки «По щучьему велению», шедшей тогда в московском театре. За прошедшие 75 с лишним лет в творческой и житейской жизни театра отразилась вся непростая история нашей страны. Сегодня, в 2014-м, Пермский театр кукол — репертуарный стационарный театр с большим и малым залами, один из центров культурной жизни города. В репертуаре театра — как спектакли для детей и юношества, так и спектакли для взрослых, основанные на литературном материале высокого качества.

До получения в 1959-м году в постоянное пользование исторического здания работы архитектора Н. Рукавишникова, театр вел кочевую жизнь с гастролями на грузовиках, пароходах, лошадях. В годы Великой Отечественной войны совсем лишился крыши над головой, но работы не прекращал. В 1943-м году впервые в нашей стране режиссером Л. Цимловой была поставлена кукольная опера «Муха-цокотуха» М. Красева — автор посвятил её эвакуированным московским детям. В это время в театре работали художник Ю. Васнецов, поэтесса Е. Трутнева.

Старая дружба с С.В. Образцовым в конце 50-х обрела и техническую ипостась — Сергей Владимирович и постановочная часть его легендарного театра помогли построить и оборудовать сцену в здании, где отныне располагается пермский театр. Режиссёр и знаменитый впоследствии аниматор «Пермтелефильма» Л. Кощенников, с именем которого связана судьба Пермского театра кукол с конца 50-х до начала 80-х, так вспоминал об этом сотрудничестве: «Осенью 1958 года началась и уже шла эпопея перестройки тюрьмы под здание театра. Задача у городских властей была такая: построить не просто театр кукол, а центр детской театральной культуры. Нам нужно было решить, как целесообразнее устроить сцену. С.В. Образцов помог нам советами. Реконструкция бывшей тюрьмы под театр обошлась в 2 млн. рублей. Первой большой постановкой в своем доме стала комедия для взрослых «Чертова мельница». Больших мастерских еще не было, поэтому главного персонажа — Карборунда, как и всех кукол, делали в мастерских Государственного Центрального театра кукол под руководством С.В. Образцова».

Главным режиссёром театра в период с 1960-го по 1982-й год служил Виктор Давидович Офрихтер, один из основателей Пермского театра рабочей молодежи (ныне Пермский академический Театр-Театр), руководитель театральной студии. Он заложил фундамент сегодняшнего театра, поднял его творческую работу на новый уровень, работал с редкой увлечённостью. В 2010-м году на здании Пермского театра кукол была открыта мемориальная доска в его честь.

Большое влияние на постановочную культуру театра оказало также и участие в творческой лаборатории С.В. Образцова, приглашение режиссёров Б. Аблынина, А. Федотова, работа художников В. Стенинга, П. Шенхофа, А. Кнерцер, В. Андриевича, Ф. Файнштейна. Была обучена стажерская группа и студия при театре.

Театр получил дипломы за участие в смотрах польской, чешской, венгерской драматургии и советской сцене, за успешные поиски своей драматургии. Лучшие спектакли этого времени — «Сэмбо», «Клоп», «Кукольный город», «Капризка», кукольные оперы «Муха-цокотуха» и «Мойдодыр», пантомима «Красная птица», опера-буфф «Прекрасная Елена».

Следующий этап в жизни театра связан с деятельностью режиссера И.В. Игнатьева (ныне художественный руководитель Санкт-Петербургского театра «Сказка», заслуженный деятель искусств России) и художника А.Д. Игнатьевой (работали в театре с 1983-1987 гг.). Высокопрофессиональная режиссура, яркое образное решение спектакля, современная постановочная культура этих мастеров была отмечена критикой, всесоюзной лабораторией художников и режиссеров. С их спектаклями театр побывал на фестивалях Урала, Нечерноземья, на гастролях в Москве, Узбекистане, на Украине, в Луисвилле (США — 1995 г.), в Японии — на гастролях и XV Всемирном конгрессе УНИМА (1988 г.). Спектакль «Машенька и медведь», созданный И. и А. Игнатьевыми, до сих пор в репертуаре театра.

Большой зал Пермского театра кукол.

С 1995-го по 2013-й годы театр возглавлял Игорь Нисонович Тернавский, фигура поистине легендарная не только в Перми, но и за её пределами. С его именем связано рождение и развитие многих значительных для культуры Пермского края творческих коллективов, и целая плеяда талантливых учеников, в свою очередь, ставших заметными в Перми деятелями культуры (художественный руководитель Пермского академического Театра-Театра Борис Мильграм, директор Пермского театра оперы и балета им. Чайковского Анатолий Пичкалев, режиссер Валерий Стариков и др.).

В 1960-х он запустил знаменитый СТЭМ — Студенческий Театр эстрадных миниатюр Пермского политехнического института, в 1970-х — театр-студию «Арлекин», в 1980-х — был главным режиссёром цирков в нескольких регионах страны.

За годы его художественного руководства Пермский театр кукол получил дополнительный импульс развития, была создана постановочная база и масса интересных спектаклей, в театр пришел новый зритель. Режиссерские и актерские работы И.Н. Тернавского демонстрируют широкий диапазон его творческих амбиций и интересов: «Чайка», «Бумбараш», «Необыкновенные приключения на дорогах», «Волшебник Изумрудного города», «Маугли», «Колобок», «Обыкновенный кукольный концерт», «Колобок», «Король Лир». Среди актерских работ — поистине яркие и выразительные роли: вожак Акелла в музыкальной драме «Маугли»; Конферансье в спектакле «Обыкновенный кукольный концерт» и Сказочник в спектакле «Колобок». Но, пожалуй, главная роль И.Н. Тернавского — Король Лир. Его спектакль по одноименной трагедии У. Шекспира стал выдающимся событием в творческой биографии театра кукол и личной творческой истории актера и режиссёра. И. Тернавскому удалось совершенно по новому, оригинально выявить возможности кукольного жанра.

Первое десятилетие XXI века было отмечено многими значительными работами театра. Среди них — «Ты кто?» по рассказам А.Платонова, ставший лауреатом фестиваля «Волшебная кулиса» в 1999 году, и получивший специальный приз Департамента культуры и искусства администрации Пермской области «За мастерство» на VIII Всероссийском фестивале моноспектаклей (2000 г.). Музыкальная драма «Маугли» была удостоена областной Премии «За лучшее достижение в сфере культуры и искусства». С большим размахом, на высоком художественном и организационном уровне прошел в июне 2003 года на базе Пермского театра кукол IX Фестиваль театров кукол «Большой Урал — Приволжье», что было отмечено участниками из 14 театров России и Казахстана, критиками и почетными гостями. Спектакль «Маугли» отмечен специальным призом жюри фестиваля. Весной 2007 года Пермский театр кукол занял первое место на краевом фестивале театральных капустников «Соленое ухо».

«Вернисаж на Сибирской». Нижнее фойе театра.

Рубеж 76/77-го театральных сезонов стал для театра драматичным, тяжелая утрата — смерть И.Н. Тернавского поставила под вопрос судьбу спектакля «Шинель», главного детища Игоря Нисоновича после триумфального «Короля Лир». Усилиями театра спектакль всё же был поставлен (премьера состоялась в ноябре 2013-го) и посвящен светлой памяти И.Н. Тернавского.

Музыкальная кукольная драма «Шинель» за первую неделю своей сценической жизни побывала на фестивале профессиональных театров Пермского края «Волшебная кулиса», первом фестивале театров для детей в Лысьве, и получила спецприз за изумительные куклы работы художника Анны Гониодской.

С почётной формулировкой «за многолетний вклад в развитие культуры и искусства» художественный руководитель Пермского театра кукол в 1995 – 2013 годах Игорь Нисонович Тернавский стал Лауреатом премии Пермского края в сфере культуры и искусства за 2012 год (посмертно).

С лета 2013 года по конец 2014 года обязанности художественного руководителя Пермского театра кукол были возложены на Дмитрия Васильевича Заболотских, штатного режиссёра-постановщика театра. Дмитрий Заболотских известен пермской театральной публике сотрудничеством с большинством театров Перми, его спектакли шли на сценах Пермского академического театра драмы (ныне «Театр-Театр»), Пермского театра оперы и балета им. П.И. Чайковского, Театра юного зрителя, театрах «Новая драма» и «Большая стирка», и, конечно, на сцене нашего театра.

В сентябре 2014 года прошло итоговое заседание специальной театральной Комиссии, собранной с целью определения преемника Игоря Тернавского на посту художественного руководителя Пермского театра кукол. Восемью голосами из десяти худруком театра был избран Александр Витальевич Янушкевич — режиссёр-постановщик Белорусского государственного театра кукол (Минск). 

Александр Янушкевич — режиссёр и актёр, штатный режиссёр-постановщик Белорусского государственного театра кукол в Минске. Окончил Белорусскую государственную академию искусств по специальности «актер театра кукол» (2001 год) и «режиссер театра кукол» (2011 год). Номинант Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска», лауреат Национальной премии Республики Беларусь. Лауреат Международного фестиваля Белая Вежа, лауреат Международного фестиваля им. Витольда Гомбровича (Польша). Принимал участие в крупных фестивалях и театральных форумах Беларуси, России, Литвы, Ирана, Польши, Германии, Бельгии. Поставил ряд спектаклей, среди которых «Венчание» по Гомбровичу, «Маринка-крапивница» Вольского, «Дзяды» по Мицкевичу, «История одного города» Салтыкова-Щедрина, «Арабская ночь» Шиммельпфеннига в Национальном академическом театре имени Янки Купала, «Царь Эдип» по мотивам трагедии Софокла в Курганском театре кукол «Гулливер» (Россия), «Пляска смерти» по Стриндбергу в Хабаровском краевом театре кукол (Россия).

Долгосрочная творческая программа, разработанная в Пермском театре кукол, включает в себя приоритетное обращение к классическому наследию, стремление к яркой театральной форме, оригинальному образному мышлению, насыщения действия музыкой и пластикой. Для театра важна и социальная направленность тематики, расширение своих границ вечерними кукольными спектаклями для взрослых, поиск выразительных средств внутри своего вида искусства.

История здания Пермского театра кукол (Памятник архитектуры «Пересыльная тюрьма»)

Театр. Фасад. Ретро

В конце XIX – начале XX века район между нынешними улицами Полины Осипенко, Сибирской, парком им. А.М. Горького и Комсомольским проспектом называли Новой слободкой. К концу XX века от неё осталось несколько кирпичных зданий. Здание, в котором с 1959 года располагается Пермский государственный театр кукол (образован в 1937 году), построено по проекту архитектора Р.О. Карвовского и было предназначено для… тюрьмы.

К 1871 году за городом на Сибирском тракте был построен так называемый Пересыльный замок для этапируемых заключенных, позднее преобразованный в Исправительное арестантское отделение. Строительство заняло пять лет. В 1872-73-м годах на средства купцов Каменских при тюрьме были построены небольшие церковь и больница. Через пермскую пересыльную тюрьму прошли народовольцы в 1870-80-х годах, участники Революции 1905-07 годов, в 1899 году к пересыльному замку было пристроено здание исправительного приюта для несовершеннолетних.

При Советской власти комплекс зданий стал называться «Исправительный рабочий дом №2». В 1920-е годы ИРД №2 состоял из главного каменного корпуса, в котором было 10 камер, рассчитанных на 12-30 человек; барака, разделенного на 6 камер по 40-50 человек, бани, кухни, хлебопекарни, складов и квартир администрации. В Исправдоме имелись и собственные мастерские: сапожная, рассчитанная на 20 человек, портновская на 5 человек, столярная на 3 человека, кузница на 2 человека, а также прачечная и огород. В 1930-е годы через «Тюрьму НКВД №2» шли партии раскулаченных, спецперереселенцев и других «врагов народа». В годы Великой Отечественной войны колонию расширили — решено было наладить производство мин. Тогда же были построены литейный, механический, инструментальный и деревообрабатывающий цеха, склады, электростанция, больница на 20 коек, главный корпус и два жилых дома.

В 1957-1958 годах здание этапной тюрьмы было перестроено, и в нем с 1959 года расположился театр кукол, до этого не имевший постоянного помещения (хотя актерская кукольная труппа при филармонии существовала с 1937 года). При этом с 1956-го по 1986 год Пермский кукольный театр находился в этом здании вместе с Театром юного зрителя. Следует заметить, что здание было специально перестроено как театр ленинградскими архитекторами (при участии театра С.В. Образцова) и сейчас является одним из самых удобных для театра кукол сценическим помещением.

До 1990-х годов театр стоял в окружении сквера, устроенного комсомольцами. В 2001 году была произведена застройка, и место сквера занял 16-этажный жилой дом.