"МУМУ". ПРЕМЬЕРА. Официальный пресс-релиз.

Пермский театр кукол поставил на марионеток

25 марта на сцене Пермского театра кукол состоится премьера спектакля «Муму» по одноименному рассказу Ивана Сергеевича Тургенева. Режиссер-постановщик — Дмитрий Вихрецкий (Барнаул), художник-постановщик — Виктор Чутков (Красноярск), композитор — Никита Нефёдов (Новокузнецк), мастер по пластике — Татьяна Григорьянц (Кемерово).

С какой книги начинать с ребенком разговор о таких вещах, как власть и деспотия, свобода слова и права личности, человеческое достоинство и любовь к ближнему? За ответом далеко ходить не надо. Рассказ «Муму» Ивана Тургенева — одно из самых известных произведений школьной литературы, которое стоит того, чтобы вернуться к его прочтению уже на новом этапе, с собственными подрастающими детьми.

…В одной из отделенных улиц Москвы жила-была старая барыня, окруженная многочисленной дворней. Жила она скупо, а характер ее был такой скверный, что вся прислуга ходила вокруг нее на цыпочках. Из числа всей челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, под два метра ростом, сложенный богатырем и глухонемой от рождения. Герасим единственный не боялся старухи, но и он ей не перечил — все-таки барыня. И может быть, в таком неспешном русле текла бы и дальше жизнь этого серого дома, если бы однажды Герасим не принес в свою каморку щенка и не назвал его Муму.

О том, что случилось с Герасимом и Муму потом, сложено немало шуток. Но не каждый вспомнит, почему в действительности дворник решился на подобный шаг. С помощью своей новой постановки Пермский театр кукол напоминает детали сюжета и возвращает «Муму» ее проникновенность, трогательную простоту и веру в Человека, которую вложил в свой рассказ, возможно, самый романтичный из русских писателей-реалистов XIX века.

Персонажи «Муму» — крепостные люди — живут по указке, подчиняются навязанной сверху воле, почти утратив собственную, и становятся… марионетками. Готовящаяся премьера — особый случай в истории пермского театра: спектакля, который был бы целиком основан на системе кукол, приводимых в движение с помощью нитей, на этой сцене еще не было.
В спектакле два плана: план кукол и план актеров, и оба открыто явлены публике. Главная виновница всех бед — старая барыня — тоже кукла. При этом в мире марионеток сама она остается практически обездвиженной. Для режиссера-постановщика Дмитрия Вихрецкого старуха олицетворяет собой образ «деспота в рукавичках», в то время как глухонемой дворник Герасим — герой, который обрывает нити решительно, но болезненно — ценой жизни преданного ему существа.

Дмитрий Вихрецкий, режиссер-постановщик спектакля «Муму»:

  • Герасим — человек, у которого отобрали всё, чем он дорожил: родину (по приказу барыни его из деревни увезли в город), любовь (Татьяну, которая понравилась Герасиму, выдали за пьяницу-башмачника), собаку. Чтобы вырваться из замкнутого круга и отстоять свое право на личную свободу, Герасим был вынужден утопить Муму, после чего он смог навсегда уйти от барыни и вернуться в деревню.

Новый спектакль продолжает успешно реализуемую Пермским театром кукол стратегию искусства «на вырост», то есть ориентированного на публику всех возрастов. Премьера «Муму» рассчитана в первую очередь на детей от 8 лет. В ясной и наглядной форме здесь даются ответы на жизненно важные вопросы: что такое любовь; как сопереживать ближнему — человеку и животному; что значит быть свободным и несвободным? Но и взрослым зрителям будет чему удивиться и над чем поразмышлять: например, а была ли у Герасима возможность поступить иначе?

Дмитрий Вихрецкий, режиссер-постановщик
Главный режиссер Алтайского государственного театра кукол «Сказка» (Барнаул). Художественный руководитель курса «Актер театра кукол» в Кемеровском государственном институте культуры. Член Союза театральных деятелей, член Международного союза кукольников UNIMA, член комиссии Союза театральных деятелей по театрам кукол.
Окончил Санкт-Петербургскую академию театрального искусства (ныне — Российский государственный институт сценических искусств), мастерская Н. Наумова. Работал в Нижневартовском государственном театре кукол «Барабашка», Хакасском национальном театре кукол «Сказка» (Абакан), Кемеровском областном театре кукол им. А. Гайдара. Поставил более 40 спектаклей в театрах Архангельска, Санкт-Петербурга, Омска, Барнаула, Красноярска, Томска, Братска, Сургута. Его спектакли — участники и лауреаты многих зарубежных и российских театральных фестивалей.  Наиболее значимые постановки: пластическая сюита для актеров с куклами на музыку Э. Грига «Пер Гюнт» (по Г. Ибсену), заседание клуба разбитых сердец имени Евгения Онегина на курсах кройки и шитья «Евгений Онегин» (по А. Пушкину», игра для взрослых в стиле киберпанк «Тедди».

Виктор Чутков, художник-постановщик
Главный художник Красноярского государственного театра юного зрителя. Член Союза театральных деятелей.
В 1980 году окончил Иркутское училище искусств, в 1999-м — Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ныне — Российский государственный институт сценических искусств, Санкт-Петербург) Поставил более 40 спектаклей, драматических и кукольных, и одну оперу в театрах Красноярска, Томска, Братска, Барнаула, Тулы, Ульяновска, Кемерово, Железногорска  и др.
Спектакли в Красноярском ТЮЗе: «Длинный язык», «Женитьба», «Этот сумасшедший дом», «Питер Пен», «Сирано де Бержерак», «Дорога», «Все нагло врут», «Маленький принц», «Приключения Фунтика», «Зимняя сказка», «Тойбеле и ее демон», «Три поросенка», «Очень простая история», «Коллекционер» и др.
Участник всероссийских  художественных выставок.

Никита Нефёдов, автор музыки
Композитор. Автор музыкального оформления спектаклей Кемеровского областного театра драмы им. А. В. Луначарского: «Морозко», «Без меня меня женили», «Жениха вызывали…», «Макбет», «Трехгрошовая опера», «С Наступающим на вас…», «До встречи.ru», «Девичий источник», «В тени виноградника», «Приключения Незнайки», «Белый колдун» и др.

Татьяна Григорьянц, мастер по пластике
Окончила Кемеровский государственный университет, факультет романо-германской филологии. С 1977 по 1982 год была участницей студии свободной пластики и пантомимы при Кемеровском областном театре драмы им. А. В. Луначарского. С 1982 года — руководитель городской студии пантомимы «Маска» в Кемерово. С 1981 года — преподаватель сценического движения и пластики на кафедре режиссуры театра Кемеровского государственного института культуры. В 1985 году организовала студенческую художественную «Лабораторию пластических импровизаций» .С 1999-го — преподаватель и постановщик пластических сцен в Кемеровском областном театре кукол им. А. Гайдара. Участвовала в постановке 27 спектаклей С 1998-го — постановщик пластических и трюковых эпизодов в Кемеровском театре драмы, в то числе в спектаклях: «Сирано де Бержерак», «Васса», «Шикарная свадьба», «Записки из мертвого дома».
Профессор кафедры театрального искусства Кемеровского государственного института культуры. Доцент.

При поддержке Министерства культуры Пермского края, Департамента культуры и молодежной политики администрации города Перми

Контактная информация:
Елизавета Костарева,
специалист PR-службы Пермского театра кукол
+7 909 729 75 15;
+7 (342) 214 58 72;
pr.teatrkukol@gmail.com

Вернуться к списку новостей