7 июля — день памяти Виктора Давидовича Офрихтера — главного режиссёра ПТК в течение 22 лет (годы жизни 1912-1984, работал в Пермском театре кукол с 1960 по 1982).
«Если бы у меня не было прежней жизни в театре, едва ли бы я мог сознательно работать в театре кукол. Весь предыдущий опыт стал фундаментом для работы с куклами. Случай! Второй раз в жизни его величество случай сыграл в моей жизни решающую роль: первый — театр рабочей молодёжи, второй — куклы».
Необходимые пояснения: ТРАМ — театр рабочей молодёжи, открылся он в Перми весной 1927 года, Офрихтер был одним из самых молодых его участников. С 1930 года театр гастролировал по Сибири, Дальнему Востоку, по окрестным городам. Там трамовцы и создали своего агит-Петрушку (сатирические местные материалы собирали «на ходу», сочиняли частушки, спектакли шли с огромным успехом).
В 1931 году театр был переведён в Свердловск, где жили на берегу Шарташского озера, куда бегали по утрам умывать свои чумазые от керосиновых ламп лица (это был единственный обогрев). ТРАМ был возвращён домой, когда Пермь вновь обрела областной статус, и дал начало драматическому театру.
Так что за плечами В.Д. Офрихтера уже были ТРАМ, работа в филармонии, служба в армии (1942-1949), окончание театроведческого факультета ГИТИСа (1955, заочно).
Пермский театр кукол в 1959 году получил, наконец, своё здание, до этого будучи передвижным, а временами, как в годы войны, совсем бездомным.
Чтобы стать ярким приверженцем театра кукол, В.Д. Офрихтеру не потребовалось много времени. Уже первый спектакль «Сэмбо» вызвал восторг публики, актёров и автора пьесы Ю. Елисеева поэтичностью решения, исполнением, музыкальным оформлением (там прозвучали записи перуанской певицы Имы Сумак).
Приходилось познавать свои собственные выразительные возможности, открывать законы своего искусства, создавать репертуар и даже свою территорию. Приходилось постигать — что нужно показать любознательному третьекласснику, а что впечатлительному малышу. Все эти сложнейшие эстетические, педагогические и организационные вопросы нужно было решать в рабочем порядке.
По счастью, много помогало ВТО (сейчас СТД): учёба, командировки на семинары и фестивали, что раньше было совершенно немыслимо. В творческой лаборатории С.В. Образцова учились В.Д. Офрихтер и В.К. Стенинг, где шли первыми учениками. Результатом стал яркий спектакль «Иван — крестьянский сын».
В.Д. всегда очень ответственно относился к содержанию спектакля, к возрасту зрителей, образному решению, музыкальному оформлению. Декорации всегда были одинаковы — на стационаре и на выезде (а в зале было 423 места). Особая забота — поиск драматургии. Появились новые авторы — Ю. Коваль, Ю. Коринец, В. Пальчинскайте, А. Абу-бакар. Лучшие спектакли В.Д. Офрихтера: «Капризка», оперы «Муха-цокотуха» и «Мойдодыр», пантомима «Красная птица», сказка «Петя и волк», опера-буфф «Прекрасная Елена». На театр посыпались награды за польскую, чешскую и венгерскую драматургию на советской сцене, за создание новой драматургии. Детские оперы были показаны на десятом фестивале молодёжи и студентов в Берлине.
Но... с первого декабря 1964 в помещении появился новый квартирант — театр юного зрителя. План был увеличен до 700 спектаклей в год (играли до 800, большую часть на выезде и местных гастролях). Пришлось разделить труппу на две актёрских группы.
Тем не менее, просьбу Министерства о создании студии при театре приняли (обещали, что тюз уйдёт и большинство выпускников театр кукол оставит себе). Идеалист и оптимист Виктор Давидович сказал, протягивая завучу учебный план: «Уберите ненужное, добавьте, чего недостаёт. Только преподаватели — чтобы лучшие в городе». Добавили грим, танец и вокал. Нашли преподавателей, занимались три года, выпустили 18 актёров, но пришлось их отдавать театрам страны: тюз ещё нескоро получил свой дом.
Исключительная порядочность главрежа обеспечивала прекрасную обстановку в театре: не было конфликтов и интриг (да и позже они приходили только со стороны). Панику директора по поводу приходящих сверху бумаг главреж усмирял одной фразой: «Театр — это вам не баня и не контора». И оба они, театральные крестники с юных лет, начинали хохотать.
Благодарная память о человеке, заложившем наши этические и профессиональные основы, сохраняется театром. Ведь после войны В.Д. Офрихтер привёз в родной город только пишущую машинку и... ребёнка неизвестного возраста и национальности, спасённого на пожаре.
Татьяна Шерстневская, заслуженный работник культуры России, заведующая литературной частью Пермского театра кукол
Фото из архива Пермского театра кукол