Сегодня мы вспоминаем Игоря Нисоновича Тернавского, художественного руководителя ПТК с 1995 по 2013 год, внёсшего значительный вклад в культурную жизнь нашего города.
...Как-то в конце августа во дворе театра появилась ёлка. Это отмечали предстоящее открытие театрального сезона в Перми. Работники всех театров шли в общем хороводе объединять творческие усилия-это была главная идея жизни Игоря Нисоновича. Организатор он был выдающийся, и начал с реконструкции большого зала и сцены, нового служебного входа, мастерских. Режиссура и репертуар тоже были его заботой, при этом он сохранил большую часть спектаклей своих предшественников.
...Биография И.Н. складывалась трудно: приходилось отстаивать своё право на выбор профессии. Жизнь вела его через студенческий театр эстрадных миниатюр, театр «Арлекин», цирковую режиссуру, но актёрское начало оставалось в нём всегда, как и желание научить. Все его ученики сохраняют свою любовь к театру на всю жизнь.
Первой актёрской «пробой пера» стала роль сказочника в постановке «Колобок». С каким удовольствием И.Н. Вёл эту роль, переживая за всех героев! Отклик зала был удивительный!
А следующей работой стал срочный ввод в роль Акелы, предводителя стаи волков. Спектакль «Маугли» был безоговорочно принят зрителями, прессой и критикой. Постановочная группа и актёры были награждены за высокое достижение в культуре. Он был показан и на IX фестивале театров кукол «Большой Урал-Приволжье».
"Эту премьеру вполне можно считать сенсацией театрального сезона: "Маугли" в театре кукол стал событием городского масштаба. Режиссёр-постановщик спектакля Игорь Тернавский задумал сделать весёлый спектакль в жанре мюзикла, но с элементами притчи, рассчитанный на все возрасты — от семи до семидесяти. И получилось! ..."
Т. Чернова, газета "Вечерняя Пермь". 2001, 9 марта.
Ещё одна традиция введена Игорем Нисоновичем: перед открытием нашего сезона проводить фестивали «Золотая маска» в Перми. Помогало это организовать СТД Москвы.
Появились и новые постановки: «Необычные приключения на дорогах», где И.Н. Выступил и соавтором пьесы вместе с журналистом Искандером Садриевым и, конечно, новые роли.
В «Обыкновенном концерте» Игорь Нисонович играл конферансье, вступая в диалог с самим собой (портретная кукла). Это было неожиданно и интересно.
Играл «великого и ужасного Гудвина», оказавшегося цирковым артистом. А также кукольного мастера в спектакле «Три мушкетёра и Витька». И незабываемую роль Волшебного Фонаря в одноимённом спектакле.
Побывал театр и в Копенгагене на фестивале «Караван дружбы».
Продолжался и вечнозелёный проект «Открытое пространство театра».
Каждую субботу и воскресенье зрители видели и слышали «Музыкальную азбуку», её исполняли студенты музыкального училища. Фестиваль школ Международного бакалавриата «Прикамское чудо» проходил в весенние каникулы в большом и малом залах. Игорь Нисонович считал, что культура является всеобщим достоянием, а не делится на национальные закоулки и приглашал самых разных людей: коми-пермяков, марийцев, а также шотландцев, тибетцев...
В театре приступили к постановке трагедии «Король Лир».
«Король Лир» оказался абсолютно современным, даже злободневным спектаклем, потрясающим по силе воздействия на зрителей. Важнейшие моменты спектакля связаны с оживлением огромных манекенов с помощью актеров. Когда нет ширмы, исполнители скрыты темными покрывалами, и только голос и руки создают ощущение чуда. В этом смысле опытные мастера пермского кукольного театра продемонстрировали творческую готовность в работе со сложнейшим драматургическим материалом.
«В истории мирового театра шекспировские произведения не раз разыгрывались на кукольной ширме. Богато оформленные с соблюдением исторических деталей придворные платья дочерей Лира в темных изысканных тонах «посажены» на железный каркас, который выдает железную бесчувственность этих персонажей к страданиям других, закованность в нормы алчности, жадности, властолюбия. У этих кукол живые руки, принадлежащие актрисам, стоящим за манекенами. Именно руки создают «хватательную» сущность величественно стоящих королевских особ. Обращают на себя внимание и национальные островерхие головные уборы на Регане и Гонерилье, создающие образы рогатых зверей, подчеркивающие звериную сущность их натуры под женственной внешней оболочкой. Кукла Корделии, дочери, по пьесе искренне любящей отца, сделана по-другому. В светлом платье, с непокрытой головой, с руками, которые покоятся вдоль тела — образ смиренности и покорности воле отца. Антиподами бесчеловечности двух дочерей выглядят в спектакле не имеющие масок Король Лир и Шут. Эти роли исполняются «в живом плане», и мы видим человеческую индивидуальную внешность. Но в хаосе бытия, как это происходит в эпизодах бури, люди и куклы могут одинаково представать перед нами игрушками на нитках, которые держит в руках кто-то невидимый и всемогущий. По ходу развития сюжета мы понимаем, что человеческое лицо — это тоже метафора театра кукол.
Подобная принципиальная позиция постановщика И. Тернавского неожиданно «замыкает» шекспировскую трагедию с современным миром. В глобальном социуме XXI века происходят постоянные попытки манипулирования массовым сознанием, превращения людей в послушных кукол. В результате люди могут, как Лир, быть безумными в поступках и сходить с ума от представшей их взору мировой скорби. Но только тот остается в звании человека, кто способен в личном страдании, как когда-то герой шекспировской трагедии, познать правду вечных ценностей жизни.»
Г. Куличкина, статья «Король Лир»: человек и манекен»
Успел Игорь Нисонович очень много во славу театрального искусства. А ещё: праздники неформалов и «чайников», благословил газету «В королевстве кукол» и и театральный лагерь. Помогал лечиться, в трудных жизненных ситуациях. Приводил в театр своих друзей: Валерия Золотухина, клоуна-мима Славу Полунина, поэта Игоря Губермана...
А театр достался ему непростой. Помнивший те времена, когда по штату полагалось шестнадцать человек, а работали десять: сами делали кукол, декорации, складывали их в чемоданы, сами везли куда-то, сами играли. Помнили и блестящую режиссуру И. В. Игнатьева, куклы и сценографию А. Д. Игнатьевой, успех на всемирном фестивале кукольников в Японии, гастроли в Луисвилле...
Этот театр требовал от режиссёра незаурядного пространственного мышления, квинтэссенции действия, четкости поста-новки актерских задач.
Зато в этом театре совсем не знали интриг, сюда редко заглядывало высокое начальство. А что делается там, наверху, и какие намерения в коридорах власти насчет театра, его кадров и пере-мен — никто не знал, да и не интересовался. Работа с детским зрителем сильно смещает приоритеты, когда детский рисунок важнее суеты.
Дмитрий Заболотских, режиссёр: «Я работал с Игорем Нисоновичем с того самого времени, как он пришел в этот театр. Работал как постановщик. Ставил «Крокодила»... Шесть-семь лет сотрудничал с Тернавским постоянно, и это были замечательные годы. С ним работать было легко и интересно. Он верил режиссёру, которому поручал постановку, давал ему свободу творческого поиска. Оправдал человек его надежды — и может ждать следующего приглашения. С ним и по-человечески было легко общаться. Ты видишь, кок работает с артистами мэтр, как рождаются его находки. Большая школа для нас, молодых!»
Сначала новый директор-худрук смотрел на театр кукол, как сам признавался, сбоку и сверху, свысока. Потом, естественно, увлёкся... Наградой ему была обстановка в театре и уважение. Ведь в этом театре осуществилась и главная мечта его жизни — об актёрской карьере. Начав с замены заболевшего актера, И. Н. сыграл Акелу в «Маугли». Это был первый шаг на пути к Лиру. И все коллеги поддержали и помогли.
Т.С. Шерстневская, зав. литчастью Пермского театра кукол