Сложно не согласиться с Сергеем Образцовым: театр кукол без чудес не бывает. У Татьяны Смирновой есть свой рецепт чуда, как получить доверие куклы. Более полувека со сцены Пермского кукольного театра она дарит это чудо зрителю. С куклами у Татьяны Львовны свои доверительные отношения: порой они не слушаются, а порой подсказывают, как правильно поступить.
Сегодня в нашей театральной гостиной мы беседуем с заслуженной артисткой РФ Татьяной Смирновой.
— Татьяна Львовна, в Пермский кукольный театр вы пришли работать 43 года назад после Саратовского театрального училища. Но дебют в этих стенах состоялся гораздо раньше?
— Намного. Первый спектакль на этой сцене я сыграла 1 ноября 1969 года в 17 лет. Но в этих стенах я с пяти лет.Моя мама — актриса пермского театра кукол Ева Смирнова. Как и все актерские дети, которых не с кем оставить, я проводила почти все время в театре. А летом мама брала меня и на гастроли. Математика простая: из 70 лет — 65 лет я провела в этих стенах, это мой дом.
В 1969 году я не успела на вступительные экзамены в театральное училище после школы. А в театре одна актриса ушла в декретный отпуск, и Виктор Давидович Офрихтер, главный режиссер, предложил маме: «Танюха твоя в театральный собралась поступать? Пускай сезон до лета у нас поработает». Так я стала зайчонком в «Зайке-зазнайке». Даже двумя сразу. Перед спектаклем Галина Ивановна Комарова спохватилась: «Таня, у нас рук не хватает. Тебе придется двух зайчат взять на одну и вторую руку». Это было для меня потрясением: две руки — вверх. Двигаться легче. А поднять и держать руки всю сцену очень тяжело. Сил не было, Галина Ивановна увидела, что я кусаю губы, что сил нет, подошла и тихонько за локоточек поддержала. А вторую руку подсказала прислонить на ширму. Вот такой первый опыт.
— У Сергея Образцова была любимая кукла Тяпа, которую он сам смастерил из папье-маше и возил с собой на все гастроли. Есть ли у вас такой «фаворит»-талисман?
— У меня дома «живет» мой Мамонтёнок, кукла из спектакля «Мама для Мамонтёнка». Я очень любила эту роль, и мне подарили куклу, когда спектакль «ушел» из репертуара. Но я не могу сказать, что есть самые-самые любимые роли. В каждой — частичка души. Меня как-то попросили посчитать сколько у меня ролей. Но это сложно. До сотни еще помнишь, потом сбиваешься. Главное — это счастье доставлять радость детям и взрослым. Раньше мы много ездили по области. Приезжаешь со спектаклем «Мама для Мамонтёнка» в клуб, где высота не позволяет играть на сцене, и играем внизу. И я могу краем глаза видеть зрителя. Было трогательно смотреть на мамочек, у некоторых слезы наворачивались. Это самая большая похвала для меня.
— Говорят, вы способны сделать даже отрицательный персонаж по-своему привлекательным, добавив в образ оригинальные черты. В чем секрет, как вообще договориться с куклой?
— Актёр драматического театра может расставить акценты в роли с помощью мимики, жестов, глаза — тоже важный «инструмент». А в театре кукол образ задуман художником, а ты должен попасть и найти характер. Например, моя свинья из «Кошкиного дома» этакая халда, впереди планеты всей, она так задумана художником.
Иногда бывает очень трудно найти этот характер, особенно, когда несколько ролей в спектакле. В «Принцессе и эхо» мне достались две королевские дочери. И они говорят друг за другом, надо добавить каких-то разных красок. Придумала для себя, что одна — немного пацанка и говорит также, вторую сделала очень манерной. В этом же спектакле я играю Мать Королеву из другого королевства. До самой сдачи спектакля, я никак не могла разгадать, какая она. И она получилась у меня такой уставшей от всего. Уставшей от взбалмошного короля. Тогда директором была Кира Григорьевна Барламова, он не узнала меня в этих трёх ролях.
— А это кто?
— Таня Смирнова.
— А это?
— Тоже.
— Как же так?!
Кроме поиска в тонкостях характера куклу надо почувствовать, полюбить, тогда она действительно оживёт в твоих руках. Бывает так, что вдруг кукла сама ведёт тебя.
— Вы практически 20 лет заведуете труппой театра. С кем сложнее договориться: с актёрами или с куклами?
— Ребята у нас все отличные, я их люблю. То, что нам дают дети, поддерживает всех и не дает место конфликту в труппе.
Когда я называю свой возраст, мне часто говорят:
— Не может быть!
— Почему? Может. Просто я всю жизнь играю в куклы.
Интервью у Татьяны Смирновой взяла Елизавета Шандера