Эксперимент над формой и человеком

Омск — один из неочевидных центров притяжения для сообщества кукольников. Здесь в 1994 году прошёл первый международный фестиваль театров кукол, где участвовали коллективы из Франции, Финляндии, Сиракуз, Белоруссии, Казахстана и России.

Седьмой по счёту фестиваль «В гостях у «Арлекина» сохранит свой международный статус: в этом году в программе спектакли из Бразилии, Ирана, Армении, Кыргызстана, Монголии, Казахстана, Беларуси и 10 регионов России.

Дмитрий Вихрецкий, художественный руководитель театра:

  • Когда мы едем на фестиваль, мы всегда ждём открытий. В силу большой насмотренности удивиться получается не всегда, а фестивали предоставляют такую возможность, тем более что сюда приезжают коллеги из ближнего и дальнего зарубежья. Многие кукольники вышли ещё из советской кукольной школы, их обучение наложилось на культурные традиции стран, в которых они живут. Этот сплав порой рождает очень интересные художественные идеи.

Форум действительно обещает быть насыщенным и необычным. Например, артист из Южной Америки покажет кукольную клоунаду, театральная группа из Тегерана представит драму по мотивам повести Ф.М. Достоевского, команда из Улан-Батора «Pro Theatre» проведёт свой показ не на сцене, а в большой юрте возле театра, в постановке Татарского театра кукол «Экият» одну из ролей исполнит профессиональная балерина.

Участники отсылали заявки, которые рассматривал экспертный совет фестиваля, а с Пермским театром кукол вышло наоборот — приглашение прислали сами организаторы. Татьяна Канащук, директор театра «Арлекин», увидела постановку «Цветы для Элджернона» на фестивале «Перекрёсток-2022» в Новосибирске и решила, что ее обязательно должен посмотреть омский зритель.

Видеоспектакль по одноимённому рассказу Д. Киза решён новаторски: вместо сложных декораций миниатюрный городок из детского конструктора, один из главных персонажей напечатан на 3D-принтере, а сами артисты ведут трансляцию прямо во время спектакля.

По сюжету, над парнем с задержкой развития поставлен научный эксперимент — он становится гением, но после переживает серьёзный регресс. Постановщики тоже проводят эксперимент, но не над человеком, а над формой сценического решения. Так рождается новый синтетический жанр — на стыке телевидения, драматического театра, театра кукол и анимации.

Виктория Ельцова, художник:

  • Мы использовали очень много интересных приёмов в спектакле. С одной стороны, наша постановка — это лаборатория, что обуславливает сдержанность и некоторую условность актёрской игры и костюмов (артисты одеты в «рабочую» униформу: комбинезоны и водолазки).  С другой, это ещё и живое кино, поэтому здесь появляется съёмка в прямом эфире. Нам было важно показать и процесс, и результат, чтобы зритель сам выбирал объект для наблюдения.

Показы спектакля «Цветы для Элджернона» на сцене омского театра кукол «Арлекин» состоятся 9 октября в 11.00 и в 14.00 часов.

Вернуться к списку новостей